Налоговый контроль
Материалы рубрики
В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовлен Доклад, имеющий важное значение для развития налоговых отношений во всех странах. Доклад одобрен на сессии форума налогового администрирования [ сноска 1 ] , прошедшей в Кейптауне 10—11 января 2008 г., в котором приняли участие 4 международные организации и 45 государств, в том числе и Россия.
Перечень сделок и лиц, на которые распространяются положения о налоговом контроле, можно признать, пожалуй, самым актуальным и спорным вопросом при реформировании законодательных положений о трансфертном ценообразовании.
Основная доля налоговых правонарушений совершается не умышленно, а в результате неточного понимания бухгалтерами правил, заложенных законодателем в Налоговом кодексе РФ. В этой ситуации важность и необходимость разъяснений Минфина России и ФНС России о порядке исчисления и уплаты налогов трудно переоценить. Отмечая, что существующая ныне модель доведения позиции государственных органов до налогоплательщиков ущемляет права последних, автор статьи предлагает меры по ее совершенствованию
Статьями 22, 31 и 32 Налогового кодекса РФ налогоплательщику гарантирована защита от неправомерных действий (бездействия) налоговых органов, а для налоговых органов установлена обязанность при осуществлении налогового контроля соблюдать нормы налогового законодательства и иных законов Российской Федерации. То есть гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
По мнению автора, существующая редакция пункта 12 статьи 40 НК РФ не соответствует Конституции РФ и основному принципу налогообложения — налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Это порождает многочисленные проблемы и для налогоплательщиков, и для налоговых органов, о чем свидетельствует противоречивая арбитражная практика.
Участившиеся случаи подачи налоговыми органами исков о признании сделок совершенными с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, заставляют редакцию журнала вновь обратиться к вопросу о применении статьи 169 Гражданского кодекса РФ и возможности ее существования в действующей системе российского права.
Положения статьи 40 НК РФ, безусловно, стоят на страже интересов бюджета, исключая возможность уклонения от уплаты налогов путем искусственного занижения цен на товары, работы или услуги. С другой стороны, применение норм данной статьи может привести к чрезмерному и экономически необоснованному налогообложению, когда интересы налогоплательщиков оказываются неоправданно ущемленными в пользу интересов фискальных.
Налоговые органы достаточно активно пользуются предоставленным им статьей 40 НК РФ правом в определенных случаях проводить проверку соответствия применяемых налогоплательщиком цен рыночному уровню, о чем свидетельствует значительное количество арбитражных споров. В данной статье приводятся результаты анализа 263 постановлений· федеральных арбитражных судов за 2006—2007 гг.
В погоне за сиюминутной выгодой государство стремится обложить налогом буквально каждый шаг предпринимателя, который может быть «зафиксирован, оценен и учтен», даже если этот шаг направлен на улучшение условий труда…