В столице шум…
16, Июля 2014
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
главный редактор,
канд. юрид. наук
Правильные инициативы ФНС России в сфере налогового контроля – внедрение горизонтального мониторинга, развитие интернет-сервисов и др. – на деле не слишком сказываются на деятельности низовых инспекций и их отношениях с рядовыми налогоплательщиками.
Даже не в глубине России, а под боком у налогового ведомства, в Москве, гражданам и предпринимателям приходится постоянно сталкиваться с проявлением некомпетентности, плохой организации работы.
Собственно, неспособность низовых инспекций организовать эффективный процесс налогообложения признана и на законодательном уровне: введение обязанности граждан декларировать принадлежащую им недвижимость в случае неполучения от налоговой инспекции требования об уплате налога свидетельствует о том, что за четверть века существования налоговой службы информационного взаимодействия с регистрационными органами наладить не удалось.
Но и более прозаичные вещи, такие как документооборот в самих инспекциях, находятся на архаичном уровне.
Помноженное на безответственность, это приводит к замораживанию счета налогоплательщика в банке только потому, что в соответствующий отдел инспекции не передана поступившая в канцелярию декларация; к подаче в суд заявления о взыскании недоимки по той причине, что один отдел не сообщил другому о поступлении платежа; к выписыванию требований об оплате налогов в адрес давно умерших граждан и т. д.
Помноженное на безответственность, это приводит к замораживанию счета налогоплательщика в банке только потому, что в соответствующий отдел инспекции не передана поступившая в канцелярию декларация; к подаче в суд заявления о взыскании недоимки по той причине, что один отдел не сообщил другому о поступлении платежа; к выписыванию требований об оплате налогов в адрес давно умерших граждан и т. д.
При налогообложении недвижимости, которой совместно владеют супруги, инспекции до сих пор требуют, чтобы каждый из них заплатил свою долю налога индивидуально. В иных случаях, по мнению инспекторов, в очередь в банке должна выстроиться вся семья. Этот формалистский подход (налогоплательщик обязан самостоятельно заплатить налог!) не может не раздражать граждан, которые слышат пышные речи об облегчении налоговых процедур.
Дезинтеграция наблюдается не только в инспекциях, но и в отношениях между ними, даже если они расположены в одном городе. Например, проживающий в Москве предприниматель, подающий отчетность по месту жительства, принуждается другой инспекцией, на территории которой находится принадлежащая ему недвижимость, представлять и ей всю ту же документацию, включая налоговую декларацию с отметкой первой инспекции о принятии.
«Мы не обязаны сами запрашивать информацию», – отвечают в инспекциях на недоуменное замечание, что они входят в единую систему налоговых органов и могли бы сами получить все требуемые сведения.
Разве так должны работать налоговые инспекции, претендующие на статус сервисной службы и борющиеся за лучшие места в различных рейтингах? Складывается впечатление, что под блестящим фасадом очень ненадежный фундамент, который может подвести, если срочно не обратить внимание не только на совершенствование отношений с крупным бизнесом, но и на обслуживание налогоплательщиков помельче.