Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Как слово наше отзовется…

15, Апреля 2013
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
Конституционный Суд РФ в очередной раз высказался о недопустимости придания законам об обязательных платежах обратной силы путем их судебного толкования. Поводом послужило рассмотрение дела о проверке конституционности ряда норм Закона РФ «Об охране окружающей среды» и принятого на его основе Постановления Правительства РФ.

КС РФ установил, что при рассмотрении конкретного спора о платежах за размещение отходов ВАС РФ дал истолкование ряду нормативных положений, интерпретировал законодательство по вопросу о субъектах взносов2. Между тем ВАС РФ не ответил на вопрос, подлежит ли сформулированная им правовая позиция применению к отношениям, возникшим до официального обнародования прецедентного судебного акта.

Арбитражные суды исходят из того, что со дня размещения полного текста Постановления Президиума ВАС РФ на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано это Постановление, для них считается определенной3.

Прямолинейное применение судами этого положения привело к тому, что обязанность по уплате взносов за размещение отходов была возложена «задним числом» на организацию, которая, вступая в хозяйственные отношения, не считала себя обязанной аккумулировать и уплачивать соответствующие суммы.

КС РФ принял во внимание, что предпринимательская деятельность имеет рисковый характер и с необходимостью предполагает определенную осмотрительность.

Однако при отсутствии должной нормативной определенности, порождающей «достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования»4, никакую осмотрительность проявить невозможно. ВАС РФ и ВС РФ, давая разъяснения по вопросам судебной практики (в том числе и в постановлениях по конкретным делам),  обязаны соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства5. Он предполагает «сохранение разумной стабильности правого регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течении разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям».

В судебной деятельности принцип поддержания доверия означает недопустимость частых изменений прецедентных толкований, особые требования к качеству (обоснованность и аргументированность) актов высших судов, а также недопустимость применения новых интерпретаций норм права к публичным правоотношениям, возникшим до обнародования прецедентных судебных актов.

КС РФ указал, что конституционное полномочие ВАС РФ и ВС РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции РФ) имеет целью устранить неопределенность нормы применительно к конкретной сфере общественных отношений.

С учетом содержания Постановления № 5-П и статьи 57 Конституции РФ это означает, что в каждом деле высшие суды обязаны выявлять степень обнаружившейся неопределенности правового регулирования и, давая свою интерпретацию нормы, должны устанавливать порядок действия нового толкования во времени, предусматривающий переходные положения либо иной способ адаптации граждан и предпринимателей к изменившимся правовым условиям.


1 См.: Постановление КС РФ от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и постановления Правительства Российской Федерации „Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „Тополь“». В следующем номере «Налоговеда» см. комментарий, подготовленный канд. юрид. наук К.А. Сасовым.
2 См.: Постановление ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08.
3 См.: п. 61.9 Регламента арбит¬ражных судов РФ.
4 КС РФ указывает на такие признаки «достаточно противоречивой практики», как различные подходы к решению проблемы, закрепившиеся в практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также на изменчивость позиций самого ВАС РФ.
5 О принципе поддержания доверия см.: Зарипов В.М. Высший финансовый суд ФРГ о недопустимости обратной силы решения высшего судебного органа, ухудшающего положение налогоплательщиков по сравнению со сложившейся судебной практикой // Налоговед. 2012. № 11. С. 22–29. См. также: материалы круглого стола. С. 37.