Крючок для инвесторов
Российское правительство вынашивает амбициозные планы по запуску нового инвестиционного цикла1. Однако целый ряд крупных доначислений налогов компаниям, заключившим инвестсоглашения и вложившим немалые средства в промышленные и инфраструктурные объекты, заставляют усомниться в прочности правового положения инвесторов в России2.
2 Дела № А81-3063/2020 ООО «Международный аэропорт Сабетта»; № А57-14771/2018 АО «Северсталь — Сортовой завод Балаково»; № А75-7926/2019 компании «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.«; № А23-1490/2019 АО «Калужский завод путевых машин и гидроприводов»; № А56-69080/2020 АО «Готэк Северо-Запад»; № А68-3184/2014 АО «Готэк-Центр»; № А14-65/2020 АО «Воронежсинтезкаучук».
Если судить поверхностно, решения налоговых органов о доначислениях, казалось бы, соответствуют букве закона. Но по существу в их основании — крючки и зацепки, инородные инвестиционным отношениям. Конституционный принцип защиты доверия должен исключать применение норм, приводящих к «надувательству» инвестора, когда в очередной раз реализуется известный подход: по форме правильно, по сути издевательство.
В основе дела Сабетты такие факты: компания вложила 18 млрд руб. в строительство аэропорта, но не могла его эксплуатировать из-за регуляторных ограничений. Объект был продан «дочке», обладавшей необходимыми разрешениями. Та и применила льготу, обещанную в обмен на инвестиции, поскольку фактически их профинансировала. Результат — доначисления и штрафы на том основании, что затраты на покупку аэропорта формально не являются расходами на строительство объекта.
Очевидно, что в этой ситуации продажа объекта соответствовала цели и духу инвестпроекта: аэропорт должен работать, принимать и отправлять самолеты. Общественно полезный результат, который и есть первопричина налоговых льгот, полностью достигнут. Отказ от того, чтобы учесть существо отношений, — отказ от самого права.
Другой пример — дело компании «Готэк», которая в расчете на предоставленные региональными властями льготы по налогу на имущество построила два завода; предприятия успешно работают. В одном из регионов из-за изменения экономических условий инвестор потратил больше, чем было определено соглашением об инвестициях, но свои обязательства выполнил.
Соглашением предусмотрена льгота в отношении определенного комплекса имущества. Этот комплекс инвестором создан (без расширения, изменения и т. п.). Просто вышел он дороже. Но это предпринимательский риск, а не повод уличить инвестора в нарушении условий соглашения, как это сделала налоговая инспекция. По ее мнению, у компании есть право льготировать только часть созданного имущества, «укладывающуюся» в зафиксированную в соглашении стоимость.
В другом регионе налоговый орган признал применение льготы неправомерным лишь на том основании, что имущество завода было приобретено по договорам не купли-продажи, а финансовой аренды.
Существу договоренностей такой подход никак не отвечает.
В деле компании «Северсталь», вложившей средства в строительство завода, речь шла о моменте, с которого начинается период применения льготы по налогу на прибыль. Региональный закон в общей форме определял, что она действует в течение пяти лет с момента отражения затрат в бухгалтерском балансе. Инспекция применила закон формально: как только затраты составили сумму, достаточную для льготы, срок начал свое течение. Но ведь с этого момента завод не стал работать, приносить выручку и прибыль. Чем масштабнее вложения, тем дальше начало производства от точки входа в льготный период, определенный таким образом.
Используемое толкование противоречит логике поощрения инвестактивности и приводит к абсурду: льгота стимулирует лишь не слишком дорогие скороспелые проекты.
В последнее время принято немало нормативных актов, направленных на налоговое стимулирование инвестактивности3, обсуждаются новые предложения4. Это хорошо. Однако для инвестиций главное — атмосфера доверия, уверенность в сохранности вложенных средств и хотя бы минимальная рентабельность инвестпроекта.
В приведенных же случаях компании не только не получили налоговых преимуществ, но и, напротив, принуждены к лишним выплатам налогов и пеней, наказаны штрафами. Возбуждены уголовные дела в связи с «уклонением от уплаты налогов».
Какие бы новые завлекательные меры ни предлагались бизнесу, реальные примеры безразличия, неблагодарности, потребительского отношения к инвесторам все же пересиливают.
Глава ФНС России Д. В. Егоров заявил, что Служба движется от подетального регулирования к становлению общих принципов налогового администрирования5. Видимо, процесс в состоянии зародыша, поскольку, как убеждают примеры, нет ни качественного, тем более подетального, регулирования, ни понимания общих принципов, тем более желания применять их на практике.
В отношении принципов гораздо результативнее действуют высшие суды. Скорее суды способны понудить налоговые органы к их соблюдению, при этом не забывая, что формальная определенность — та основа, на которой принципы «заземляются».
4 Обсуждаются законопроекты, направленные на повышение эффективности и инвестиционной привлекательности ОЭЗ, — URL: http://government.ru/news/41971/. Правительство РФ подготовило проект Плана мероприятий («дорожной карты) по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов — см.: У инвесторов в иностранные бумаги хотят отобрать налоговые льготы // Ведомости. 31.03.2021. URL: https://www.vedomosti.ru.
5 Выступление на сессии «Налоговая система России: образ будущего. Отвечая на вызовы». 03.06.2021. В рамках ПМЭФ-2021. URL: https://forumspb.com.
С уважением,
С.Г. Пепеляев
S.G. Pepeliaev
A hook for investors