Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговый комплаенс как эффективный инструмент профилактики налоговых рисков компании

21, Января 2020

20 января 2020 г. в офисе «Пепеляев Групп» состоялось заседание комплаенс-клуба, в котором принято участие более 70 представителей компаний.

Организатором Клуба выступает Проектно-учебная лаборатория НИИ ВШЭ.

Модератор заседания- Крылова Д.В., заведующая Лабораторией, Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере противодействия коррупции, эксперт Совета Европы.

Пепеляев С.Г., управляющий партнер «Пепеляев Групп», обратился с приветственным словом к участникам заседания, обратив внимание на практику: качество работы налоговых органов меняется, количество судебных споров снижается и в целом, и в пользу налогоплательщиков. При этом налоговые риски растут, отчего ценность комплаенса только возрастает. Бизнес понимает ситуацию, а также и то, что внедрение и поддержание комплаенс-функции в компании требует затрат.

Рябов А.А., руководитель экспертно-правового центра Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, заметил, что если в 2013 г. предприниматели жаловались на доначисления налогов на сотни тыс. руб., то теперь – на десятки миллионов. Термин «налоговое планирование» стал синонимичен «схеме». Но далеко не всем предпринимателям это понятно. Задача бизнес-омбудсменов и консультантов разъяснять это бизнесу.

Важность комплаенса определяется еще и тем, что развивается негативная практика возбуждения уголовных дел лишь по одному факту наличия недоимки (в соответствующей сумме). Есть группа экспертов, которая считает, что за уклонение от уплаты налогов предпринимателей надо «душить» - заметил эксперт.

Кравчинский Л.В., партнер, руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп», обратил внимание на то, что внедрение комплаенса в компаниях осуществляется не только и не столько в силу требований закона. Основной принцип – добровольность внедрения комплаенса. 



 Налоговый комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований налогового законодательства и на предупреждение его нарушений.


Источники налоговых рисков в компании можно разделить на внутренние (бизнес-решения самой компании) и внешние (специфика налогового законодательства, правоприменительная практика). Причем в сферу комплаенса входят только решения, не прошедшие налоговую экспертизу внутри компании (или у аудиторов, консультантов компании), по вопросам, по которым законодательство и (или) практика изменчивы.

Очень важный вопрос: как оценить эффективность налогового комплаенса. Для этого самой компании нужно ответить на следующие вопросы:

- включены ли налоговые специалисты в принятие решений по «корпоративному строительству»;

- контролируют ли они текущие (системные) хозяйственные операции;

- осведомлены ли они об экономической сути и цели совершаемых операций;

- входит ли в функционал налогового менеджера мониторинг изменений законодательства и судебной практики.

И, наконец, такой вопрос – подчеркнул выступающий - были ли последние налоговые доначисления неожиданным сюрпризом для компании.

Корнев Д.А., директор Департамента налогового администрирования и казначейства ПАО МТС, поделился опытом построения в компании системы управления налоговыми рисками и активами (СВК).



Стратегические цели компании – поддержание репутации добросовестного налогоплательщика, эффективное управление потоком денежных средств, включая налоговые платежи, достижение оптимальной налоговой нагрузки.


Внедряя комплаенс, компания должна определить для себя приемлемый уровень риска и возможные трудозатраты (желательно минимальные). Приемлемым будет такой уровень налоговых рисков, который не превышает уровня существенности для компании (количественная характеристика), при этом налоги рассчитаны верно, а погрешность в расчетах и возможный долг по ним не создадут негативных последствий для репутации компании (качественная характеристика).

Если компания включает налоги в общий денежный поток, то названные составляющие работают. Если компания придерживается другой модели - «не рисковать», налоговый комплаенс для нее – это ведение карты рисков и отслеживание действий менеджмента.

В ПАО МТС оптимальной признана модель, предусматривающая совместную работу с налоговыми органами (co‑operative compliance). В связи с этим предусмотренный НК РФ налоговый мониторинг внедрен в компании. Он перспективен, т.к. вовлекает налоговый орган еще на стадии «закрытия налогового периода».

Межу тем, внедрение и реализация комплаенса вызывает ряд вопросов. 

Мероприятия налогового контроля – внешняя среда для учета в комплаенсе. Один из интересных вопросов в цифровой сфере заключается в том, как компании подтвердить, что интернет-услуга оказана именно тем, кто указан в договоре (требования ст. 54.1 НК РФ). Пока СВК недостаточно визуализирует собственную эффективность. «Не исключу, что налоговый орган в будущем будет настаивать на сертификации таких систем» - предположил спикер.

Развиваются стремительно интернет-технологии. На одном из заседаний ОЭСР тогда еще глава ФНС России Мишустин М.В. озвучил стратегическую цель налоговых администраций –самостоятельный расчет налогов компаний. Возможна ли модель потранзакционного контроля за уплатой налогов, если для любого налога можно создать алгоритм?

Торопцев А.В., руководитель налогового департамента компании Teva,[1] предложить исходить из того, что любое действие компании – это налоговое событие для нее. А значит, любое планируемое действие (сделку) менеджменту надо обсуждать с сотрудниками налогового подразделения. Взаимодействие сотрудников разных подразделений компании все актуальнее. Соответственно при наступлении неблагоприятных для компании последствий должна применяться ответственность сотрудников, нарушивших регламент.

Зарипов В.М., руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», обозначил внутренние факторы налоговой безопасности при работе с контрагентами:

- снижение корпоративных налогов (характерно для малого бизнеса);

- халатность сотрудников;

- коммерческий подкуп («откат»);

- хищение (присвоение) средств компании путем встраивания в цепочку закупок или продаж «карманной» фирмы-однодневки.

Если для предотвращения халатности сотрудников достаточно разъяснять им важность проверки и отбора контрагентов, а также ввести систему мотивации и демотивации, то для пресечения случаев подкупа и хищений нужен предварительный контроль со стороны не только службы безопасности, но и других служб компании (финансовой, юридической, бухгалтерской). Благонадежность контрагентов должна оценивать разными службами и на разных этапах. Необходимо проверять связь контрагентов и сотрудников О каждом выявленном случае подкупа или хищения должно быть доложено руководителю, совету директоров, владельцам компании для принятия управленческих решений и формирования кадровой политики.

Коваль А.А., эксперт Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ,представила стандарты ОЭСР в сфере налогового комплаенса. 

ОЭСР выделяет плюсы налогового комплаенса:

1) для налоговых органов:

- возможность сосредоточиться на оценке системы управления рисками налогоплательщика, а не на проверке всех его операций;

- повышение эффективности контроля за расходами за счет раскрытия информации по зарубежным активам.

2) для бизнеса:

- снижение рисков споров с налоговым органом;

- снижение количества налоговых проверок;

- минимизация репутационных рисков.

 


Францией в 2019 г. запущена программа налогового мониторинга, включающая:

- развитие инструментов налогового мониторинга для крупного бизнеса;

- персонализированную налоговую поддержку для МСП;

- проверку соблюдения налогового законодательства третьей стороной;

- поддержку французских компаний за рубежом (выявление трудностей с иностранными налоговыми органами, поддержка в части международной юридической и экономической экспертизы).

В Канаде налоговая служба разработала программу добровольного налогового комплаенса в различных секторах промышленности.


России не стоит оставаться в стороне от происходящего. Необходимы программы, направленные на внедрение налогового комплаенса компаниями, в т.ч. малыми и средними. В рамках налогового мониторинга нужно разработать и внедрить меры поддержки компаний в части соблюдения ими налогового законодательства других стран, а также решения вопросов с зарубежными налоговыми администрациями. 

[1] Подробнее: Торопцев А. Эффективная налоговая функция: как создать? Налоговед. 2018. № 10.