Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Практика применения АСК НДС

21, Мая 2019

Начальник Управления камерального контроля ФНС России Александр Егоричев на XII Налоговом конгрессе, организованном Infor-MediaRussia (21 мая 2019 г., Москва), рассказал, как построена система АСК НДС. Основное - оценка взаимозависимости и подконтрольности (в частности зависимость по договорным отношениям). Такой подход дает возможность точно установить налоговый разрыв и даже доказать умысел участников «цепочки» сделок. Задача налоговых органов выявить бенефициара «схемы» - получателя налоговой выгоды.

Замечено, что в 40% интерес в получении налоговой выгоды на стороне продавца, в 60% - на стороне покупателя.



Объекты налогового контроля АСК НДС 2 – налоговые декларации:
- с нарушенными КС (1.27 – 1.28);
- с расхождениями по СФ;
- с «сомнительной» задолженностью;
- участников схем «трехзвенная цепочка»;
- выгодоприобретателей, выявленных по результатам МНК;
- за подписью дисквалифицированных по решению суда лиц;
- за подписью «массовых подписантов»;
- за подписью лиц, отказавшихся от управления деятельностью компанией;
- с использованием «бумажного НДС»;
- с применением вычетов по СФ до 2015 г.

Если при внедрении системы АСК НДС 9% оборота составлял неуплаченный НДС, то сейчас этот объем сократился в разы. Запуск системы подтолкнул бизнес меняться и приспосабливаться к новым реалиям. Но и налоговые схемы меняются – теперь недобросовестные налогоплательщики не используют фирмы-однодневки. Вместо них - фирмы, которые ведут деятельность и которые все труднее отличить от реальной действующих компаний. На криминальном рынке продаются счета-фактуры для схемы «бумажный НДС», которая не имеет реального денежного потока. Для борьбы с такой схемой Служба рассчитывает на обмен данными финансового потока с ЦБ РФ.

В борьбе с налоговыми схемами помогает ст. 54.1 НК РФ. Замечено, что ФНС решила продолжить мониторинг правоприменения этой статьи нижестоящими налоговыми органами. Последним приходится подстраиваться под новую практику и сложности доказывания признаков ст. 54.1 НК РФ. Есть случаи, когда в своих актах (решениях) эта статья не указывается, вместо нее – те или иные статьи второй части НК РФ. У налогоплательщиков в таких случаях есть все основания для обжалования, подчеркнул выступающий.



Система управления рисками
84 критерия
1,8 млн налогоплательщиков
9 млн налоговых деклараций
 
Общедоступные критерии риска:
Профиль № 1 – непредоставление декларации в срок
Профиль № 2 – предиктивный прогноз риска на основе истории за три года

В отношении оценки рисков отмечено, что часть из них остается внутри системы Службы, часть же доводится до самого налогоплательщика, не публично, и только часть информации о рисках размещается на сайте ФНС России в качестве открытых данных. Но раскрытие данных необходимо, - подчеркнул выступающий - у налогоплательщиков должно быть как можно больше информации для принятия решения работать или нет с контрагентом.