Телефон подписки
8-800-555-66-00

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Трансфертное ценообразование: анализ и контроль

16, Ноября 2018

Практическая сессия конференции Infor-media Russia
16.11.2018, во второй день работы XI ежегодной налоговой конференции, состоялась дискуссия по данной теме.
Елисей Балта, заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования ФНС России, открыл сессию, начав с главной новости этого года – появления Приказа о порядке заключения соглашений с иностранным налоговым органом (вступил в силу в июне 2018 г. и распространяется на сделки, совершенные с 2018 г.). Он заметил, что в Службу уже поступило первое обращение по этому вопросу, причем оно касается не одной сделки, а комплекса операций (сделок). Действующим инструментом назвал выступающий и процедуру предварительного обсуждения соглашения о ценообразовании по внешнеторговым сделкам. При этом оговорился, что для того, чтобы у российских налоговых органов появилась возможность использовать нормы регулирования иностранных государств, нужны соответствующие поправки в НК РФ.
Вопрос о том, какие внутрироссийские сделки контролируемые – так волнующий налогоплательщиков - решается ФНС России совместно с Минфином России, но, наверное, будет решен, когда в регионах России будут действовать одинаковые ставки по налогу на прибыль организаций – предположил докладчик.
Также были названы «погрешности» при применении налогоплательщиками 4 метода ТЦО (метод сопоставимой рентабельности). Для отбора сопоставимых организаций недостаточно их выбора только по ОКВЭД. Организации должны оцениваться и по информации о них в сети Интернет, в отраслевых изданиях и с учетом арбитражной практики. Применение данного метода не должно быть формальным – требуется оценка и бухгалтерской отчетности организаций: показатели выручки, расхождения в составе запасов, оценка основных средств и т.д.
Кроме того, не всегда корректно оценивать рентабельность организаций в целом по всей их деятельности, к примеру, когда организация осуществляет разные виды деятельности (не только ту, которую осуществляет налогоплательщик) - сравнивать нужно именно по соответствующему виду деятельности.
Замечено, что к сырьевым сделкам налоговые органы применяют в основном 1 метод, но нельзя сказать, что «мы отторгаем в принципе возможность применения четвертого метода». Но компании должны предпринять все усилия, чтобы обосновать возможность применения 4 метода.
Лучший для налоговых органов источник информации – цены трейдеров минус маржа. Но используются данные и информационных агентств, при этом индикатор берется до даты совершения сделки.
По мнению выступающего, 1 метод хорош для тестирования финансовых операций, доходов, расходов, процентных ставок, и, если есть сопоставимые сделки внутри компании.
При оценке географического рынка для возможности применения 1 метода начать оценку лучше со своего рынка, постепенно расширяя его границы (при необходимости). Это касается и рынка ЕАЭС – все зависит от сделки. Если речь о сырьевых товарах, то фокус все же лучше делать на российский рынок.
Могут ли правила ТЦО быть применены к телу долга – был задан вопрос из зала. Е. Балта пояснил, что в ОЭСР идет обсуждение этого вопроса в части финансовых сделок. По мнению докладчика, могут - для процентов по займам, которые долго не уплачиваются.
Также были даны пояснения по новой форме уведомления о контролируемых сделках – в нем теперь есть «место» для данных о цене предмета сделки в иностранной валюте, о процентных ставках, о сделках, совершенных через принципала (агента). Новая форма уведомления распространяется на сделки с 2018 г.
Рассказал выступающий и о «трехуровневой документации» по ТЦО. Почти все страны отчитались по межстрановым отчетам за 2016 год, ФНС России получены сведения и из добровольной отчетности. В 2019 г. планируем получить все отчеты. Кроме того, с 2019 г. у российских налоговых органов появится право запрашивать межстрановую отчетность, соответственно работа по организации налогового контроля за ТЦО будет стоится и с учетом всей получаемой информации. Цель Службы – автоматизировать контроль с возможностью выявлять риски не только в части ТЦО, но и по международному налогообложению в целом.
Александр Разгильдеев, советник юстиции 1 класса, советник Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики ВС РФ, прокомментировал Обзор судебной практики ВС РФ по применению раздела 5.1 НК РФ. Обзор появился в начале 2017 г. – заметил выступающий – фактически при его подготовке использовалась практика применения «старой» ст. 40 НК РФ. Стояла задача не допустить переход «плохой практики» в новые реалии - применение новых правил ТЦО, которые только вступили в силу.
Прочтение новых статей НК РФ позволяет сделать вывод, что все сделки контролируемые по цене, вопрос только каким налоговым органом (центральным аппаратом или территориальными инспекциями). Этот вопрос решается с помощью установленного в Кодексе порога цены сделки (свыше 1 млрд руб.). Но ВС РФ в деле компании «Ставгазоборудование» решил иначе - контролю в рамках раздела 5.1 НК РФ подлежат сделки выше установленного НК РФ порога и только центральным аппаратом ФНС России.
Однако следом вышло решение СКЭС ВС РФ по делу ТЦ «Минаевский». При рассмотрении этого дела стало очевидно, что наличие порога в НК РФ не означает, что сделки ниже его не могут заинтересовать налоговый орган и ценовой фактор (существенное отклонение цены) тоже имеет значение. Такие ситуации возможны в сделках между взаимозависимыми лицами – обстоятельства, при отсутствии которого сделка бы вряд ли была совершена. А при оценке цены внутригрупповых услуг помимо норм о ТЦО возникает необходимость оценить сделку на предмет обоснованности налоговой выгоды и соответствия ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности расходов.
Из-за разных ставок налога на прибыль в регионах можно ожидать, что в ближайшее время налоговый контроль за ценами будет осуществляться на уровне территориальных налоговых инспекций – предположил докладчик.
Проблемным назвал он вопрос участия оценщиков в контроле за ТЦО. Использования оценщиками цены предложения, а не сделки – вопрос спорный и требует доказывания. При необходимости суд может назначит судебную экспертизу, привлечь специалиста для подготовки вопросов эксперту.
Контролируемые сделки, регулируемые разделом 5.1 НК РФ – это всё правила исчисления налогов, соответственно у налогоплательщика должны быть единые правила и методы.
Е. Балта заметил, что нет необходимости доказывать необоснованную налоговую выгоду (ННВ) при ТЦО-контроле, у которого много специфики и который отличается от выездных налоговых проверок. Не всякая сделка с отклонением от рыночной цены говорит о ННВ. Однако есть ст. 54.1 НК РФ, которую налоговые органы вправе применить. При этом он заметил, что пока все акты проверок, в которых есть ссылка на ст. 54.1 НК РФ, оцениваются центральным аппаратом ФНС России – для формирования единой практики применения этой новой статьи.

Правовая база