Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоги и ТЭК

15, Ноября 2018

16-й Всероссийский форум «Налоги и ТЭК - 2019», организованный Право ТЭК, начал свою работу в Москве.

Первая сессия была посвящена налоговому контролю за трансфертным ценообразованием (ТЦО). Известно, что более 35 проверок проведено ФНС России по новым правилам. Также новая процедура согласования налоговых последствий сделок, совершаемых в России и иностранном государстве, заработала – около 8 таких соглашений сейчас обсуждается в Центральном аппарате ФНС России.

Н.А. Кузьмина, начальник отдела корпоративного налогообложения Департамента Минфин России, канд.экон.наук, рассказала об изменениях законодательства с 2019 г. и текущих, актуальных для бизнеса.

С 2017 г. не контролируются некоторые виды сделок (беспроцентные займы и поручительства), предусмотрен пониженный порог для сделок с резидентами «Сколково». С 2018 г. введен новый пониженный порог 60 млн. руб. для сделок, сторона которой применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль. Налогоплательщикам стоит уточнят этот момент у контрагентов – заметила выступающая.

Федеральным законом № 302, принятом в этом году, предусмотрен целый блок изменений:

- в периметре контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами для ТЦО (введены/повышены пороговые значения – 60 млн руб. (сейчас 0 руб.), 1 млрд руб. (сейчас 60 млн руб.));

- ограничения действия института консолидированных групп налогоплательщиков (к 2023 г. он ликвидируется);

- ограничения на действие пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль.

Цель этих поправок – введение в России единых условий (в НК РФ) для всех налогоплательщиков для ликвидации конкуренции в части налогообложения между регионами.

Есть изменения и в представлении документации по ТЦО – появляется усмотрение налогоплательщика, который входит в международную группу компаний.

В ближайших планах Минфина России - прописать в НК РФ более четко процедуру обсуждения и заключения соглашений о ценообразовании с другими государствами (в частности предусмотреть более длительный срок).

В стадии обсуждения находится идея о закреплении в НК РФ взаимосогласительных процедур для ситуаций, когда в другой стране налогоплательщику доначислены налоги – для избежания двойного налогообложения.

Докладчик сообщила, что Госдума рассматривает законопроект о поправках в ст. 105.16-3 НК РФ в части изменения перечня лиц, которые уполномочены давать предварительное согласие на предоставление информации из странового отчета о стратегических предприятиях налоговой администрации другого государства.

На вопрос участника форума выступающая сообщила, что Минфин не рассматривает возможность вывести из контролируемых сделки, заключаемые по регулируемым государством ценами. В таких ситуациях налогоплательщики должны подавать уведомления в налоговый орган.

Спикеры форума также обратили внимание на то, что в Центральном аппарате ФНС России прошла реорганизация – отдел обмена информацией с налоговыми администрациями других государств передан в Управление трансфертного ценообразования, а это значит, что вся полученная из других государств информация о налогоплательщиках теперь в первую очередь анализируется этим Управлением.

Рисковыми назвали спикеры нетоварные сделки, ОЭСР на них обращает пристальное внимание. Речь идет о займах (расходы на уплату процентов), услугах, лицензионных соглашениях. Подобные расходы налогоплательщикам надо тщательно обосновывать.

Отдельно на форуме рассмотрено недавнее судебное дело ПАО «Тольятти Азот» по ТЦО. Компания спорит с налоговым органом порядка 15-ти лет и настаивает на том, что экспортируемые сделки не подпадают под контроль ТЦО, поскольку ее трейдер – не взаимозависимое лицо.

Из последнего судебного акта следует, что:

- любых лиц можно признать взаимозависимыми (по признаку «большая вовлеченность контрагента в деятельность налогоплательщика»);

- налогоплательщик должен доказать, что первый метод расчета рыночной цены неприменим (при этом недостаточно указать на то, что 4-й метод «наиболее надежный» для налогоплательщика);

- есть проблема со сравнением рентабельности;

- и налоговые органы, и суды для определения рыночной цены используют данные информагентств.

К сожалению, судом в этом деле отклонены скидки (за объем, за дисциплину и т.п.) к цене, предоставленные налогоплательщиком контрагенту. 

Актуальные проблемы международного налогообложения – еще одна сессия форума.

Основной вопрос - бенефициарный собственник в понимании налоговыми органами и судами. Ситуация такова:

- универсализация подхода судов при принятии решения (хотя их и немного);

- универсализация концепции фактического получателя дохода (ФПД) и произвольность ее применения налоговыми органами;

- повышение риска для международных групп компаний;

- игнорирование юридического лица - налогоплательщика (всегда идут дальше и находят учредителя, акционера и т.п.);

- дискриминация определенных видов предпринимательской деятельности (холдинговой, финансовой);

- оценка ФПД происходит через оценку «экономической целесообразности» и «рациональности»;

- у получателя дохода есть ограниченные возможности по оценке статуса ФПД и истребованию документов у третьих лиц;

- есть вопросы ко взысканию убытков (в части суммы взысканного налога, пени и штрафов с получателя дохода, определения подсудности и т.д.);

- введенный в НК РФ «сквозной подход» - уникальный механизм, разработанный только для российских ФПД - создает дискриминацию в отношении иностранных ФПД и т.д.

Замечено, что споры по ФПД «стекаются» в Центральный аппарат ФНС России, только после соответствующего заключения такие споры могут попасть в суд. Налогоплательщикам, в случае спора, следует в первую очередь доказать, что при применении СИДН не было злоупотребления правом. 


Обмен налоговой информацией между налоговыми администрациями разных стран, источники рисков: 

- обмен информацией (CRS),

- реестры бенефициаров, CbCR (публичный доступ),

- MLI/PPT (тест на деловую цель при применении СИДН),

- NGO (информация от некоммерческих организаций),

- информация из прессы.



Судебная практика по налоговым спорам в 2018 году – завершающая сессия первого дня работы форума.

Спикеры обозначили тенденции:

- стороны равны, но одна из них (налоговый орган) сильнее;

- «плохие парни» (речь о налогоплательщиках) споры не выигрывают и не заслуживают снисхождения;

- процедурные (не)нарушения (распространена практика, когда налоговые органы заявляют новые доводы уже в судебном заседании, что не дает налогоплательщику возможности возразить);

- некоторые доказательства убеждают сильнее (часто выводы эксперта выходят на первый план и оцениваются судом как более важные по сравнению с правовыми доводами, «затрудняюсь ответить» - такой ответ свидетеля расценивается судами как негативный);

- методология – это скучно (все чаще спорят не о праве, а о фактах);

- количество налоговых споров в судах сокращается, поскольку сокращается количество налоговых проверок, но при этом растет количество внепроверочных мероприятий налогового контроля.

Актуальными для налоговых органов становятся споры об ответственности третьих лиц за налоговые долги компании. Причем большая часть споров разрешается судами в пользу налогоплательщиков. При этом такие споры – одни из самых сложных с точки зрения формирования позиции и прогнозирования результата спора.

Высказано мнение, что порядка 70% споров разрешается судами верно. Споры смещаются на досудебную стадию.


Ключевые налоговые споры - 2018 года:  

- о квалификации имущества как недвижимого;

- о внутригрупповых займах;

- вокруг трансграничных сделок и структур;

- о применении принципов налогообложения (в практике СКЭС ВС РФ).

А также споры о:

- страховых взносах;

- деловой цели сделки;

- ТЦО;

- ФПД;

- применении ст. 54.1 НК РФ.