Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Развитие внесудебных процедур разрешения административных споров: обмен опытом России и США

11, Февраля 2010

18 – 22 января 2010 г. российская делегация в составе представителей ВАС РФ, Минфина России и ФНС России провела ряд встреч в Вашингтоне (округ Колумбия, США) с сотрудниками Службы внутренних доходов США (IRS), Минюста США, Налогового суда США и юридического факультета Школы права при Университете Джорджтауна. Цель визита - изучение американского опыта досудебного разрешения административных споров.

Российская сторона заинтересована в изучении путей улучшения процедур и практики административного обжалования, поскольку такая процедура позволяет налогоплательщикам и налоговым органам урегулировать претензии справедливо и оперативно, а также снижает нагрузку на суды.

Диана Райан, глава Управления IRS по рассмотрению апелляций, рассказала о роли Управления в системе налогового администрирования – это главный административный орган в IRS по внесудебному разрешению налоговых споров. Налогоплательщики, как правило, пользуются правом обращения с жалобой в Управление для разрешения возникших к нему налоговых претензий, поскольку Управление гарантирует независимость при рассмотрении дела налогоплательщика и своевременное разрешение спора. Налогоплательщик вправе получать разъяснения относительно процесса рассмотрения его жалобы.

Рассмотрение апелляции начинается с изучения фактов по делу, применимых законов и судебных прецедентов. После этого оцениваются риски доведения дела до суда: если сотрудник Управления, рассматривающий апелляцию, придет к выводу, что у IRS не больше 30% шансов на выигрыш спора в суде, он предложит налогоплательщику урегулировать спор вне суда, и в 70% случаев так и происходит. Практика показывает, что 80% апелляций, рассматриваемых Управлением, разрешается, при этом размер выплачиваемой налогоплательщиком суммы оказывается меньше начисленной налоговым органом недоимки.

В ходе встречи, организованной Американским институтом присяжных бухгалтеров (AICPA), американские специалисты оценили роль Управления IRS по рассмотрению апелляций, качество его взаимодействия с налогоплательщиками, поделились опытом (многие из участников имеют опыт работы в органах власти США).

Карен Л. Хокинс, директор Управления IRS по вопросам профессиональной ответственности рассказала о существующих профессиональных стандартах работы бухгалтеров, юристов и других лиц, взаимодействующих с IRS, а также о применяемых дисциплинарных мерах в случае недобросовестной практики.

Представитель Управления уголовного расследования IRS поделился порядком взаимодействия возглавляемого им Управления с Минюстом США и другими правоохранительными органами. Управление проводит тщательное расследование налоговых дел IRS, решив о необходимости уголовного преследования, оно направляет дело в Минюст. Прокурор Налогового департамента Минюста США, специализирующийся на налоговых преступлениях, принимает окончательное решение об уголовном преследовании или отклонении обвинения. При первом варианте решения дело передается территориальному прокурору для предъявления обвинения конкретным лицам и возбуждения судебного следствия. При таком развитии событий в большинстве случае выносится обвинительный приговор, при этом осужденный помимо существенного срока тюремного заключения обязан уплатить штрафы, налоги и пени.

Джон Ди Чикко, исполняющий обязанности помощника генерального прокурора (по вопросам налогообложения) организовал серию совещаний в Налоговом департаменте Минюста США, где обсуждались вопросы разграничения мошенничества, преследуемого в административном и уголовном порядке. Основное отличие уголовного мошенничества – наличие у лица четкого намерения совершить преступление, как правило, прослеживается последовательная незаконная деятельность в течение более чем одного года.

По данным статистики Правительство США обвиняет в налоговых преступлениях около 1400 - 1600 физических лиц и организаций в год. Около 96% случаев обвинения утверждаются судом. Очевидно, что правительство, имеющее ограниченные ресурсы, преследует лишь те случаи, в которых оно уверено. В свою очередь, публичность обвинения служит сдерживающим фактором, способствующим добровольному соблюдению налогового законодательства налогоплательщиками.

Дэвид Ларо, судья Налогового суда США познакомил российскую делегацию с работой Суда: судей, канцелярии и секретариата, отметив высокотехнологичность всех процессов. По словам судьи Ларо, миссия Суда - предоставление налогоплательщикам возможности для беспристрастного, удобного и низкозатратного (до вынесения Налоговым судом решения налогоплательщик не платит предъявленные ему налоговые платежи) рассмотрения налогового спора, при котором судья решает, какое налоговое обязательство действительно подлежит исполнению. Судья Ларо подчеркнул, что вплоть до принятия решения по делу судьи принимают меры для примирения сторон. Обычно налоговое дело разрешается судьей единолично, но для некоторых дел делается исключение – это дела по наиболее важным юридическим вопросам. По таким делам судья созывает собрание всех 19-ти судей Налогового суда для непубличного обсуждения дела. Окончательное решение по такому делу определяется большинством голосов.

Марлен Ларо, налоговый адвокат обратила внимание на споры о суммах до $50000 за один налоговый год. В большинстве случаев в таких делах налогоплательщик представляет себя сам, а Суд менее формально относится к соблюдению правил о сборе и представлении доказательств, часто решение по делу принимается менее чем за 2 часа. При этом решения по данной категории дел не признаются судебными прецедентами (не подлежат официальному опубликованию, но размещаются на сайте Суда), хотя довольно часто их изучают адвокаты, пытаясь предсказать решение Суда по другим делам.

Участники признали успешными состоявшиеся встречи и выразили заинтересованность в продолжение работы в рамках межгосударственных программ сотрудничества США и России. 

Материал подготовлен М. Ларо, информацию о визите см. также на сайте ВАС РФ