Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Дело ООО «ФК Пульс» к Межрайонной ИФНС № 13 по Московской области по вопросу о признании нереального ко взысканию долга в расходах по налогу на прибыль в более позднем периоде и о корректировке НДС на сумму премии (скидки) (Определение судьи ВС РФ от 04.12.2017 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016)

17, Января 2018

17 января

Суть спора: в ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что Общество отнесло на расходы дебиторскую задолженность по хозяйственным операциям с рядом контрагентов, срок исковой давности для взыскания которой истек в предыдущих налоговых периодах, а также дебиторскую задолженность, срок исковой давности для взыскания которой не истек на момент списания, а контрагенты оставались действующими юрлицами. Также не принята задолженность по исполнительному листу, выданному Обществу на основании решения суда, и возвращенному заявителю 15.10.2010, поскольку указанная задолженность признается безнадежным долгом, учитываемым для целей налогообложения прибыли в том отчетном периоде, в котором вынесено соответствующее постановление. Доначисляя НДС, налоговый орган исходил из того, что налогоплательщик, получая от поставщиков финансовые скидки (премии) по договорам купли-продажи, уменьшающих, по мнению инспекции, цену товара, обязан был пропорционально уменьшить в соответствующих налоговых периодах размер вычетов, ранее заявленных к возмещению.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества частично.

Апелляционный суд, поддержанный кассацией (МО), признал решение налогового органа законным в полном объеме и отменил решение нижестоящего суда в части. Ссылаясь на ст. 252, 265,266 НК РФ, суды исходили из того, что истечение срока исковой давности является одним из оснований отнесения дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов как долга, нереального к взысканию. Поскольку метод начисления предусматривает порядок признания расходов в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, то налогоплательщик обязан учесть суммы обязательств дебиторов в составе внереализационных расходов в год истечения срока исковой давности.

В части НДС суды пришли к выводу о том, что в результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку налоговой базы.

Общество обратилось в ВС РФ, указав, что спорная дебиторская задолженность за 2009-2011 гг. выявлена по результатам инвентаризации в 2012 г. Списание задолженности в более позднем периоде явилось результатом допущенной Обществом ошибки в учете, которая привела к переплате налога на прибыль в каждом из периодов 2009-2011 г. На возможность такой корректировки указывают и КС РФ, и Минфин России, а также сложившаяся судебная практика.

В части НДС, по мнению Общества, суды не учли условия договоров и обстоятельства корректировки налоговой базы поставщиками, которые не предусматривали изменения цены поставленных товаров в результате выплаты поставщиком покупателю (Обществу) премии. Возложение на налогоплательщика обязанности по уменьшению заявленных ранее налоговых вычетов пропорционально размеру премий, при отсутствии корректировки обязательств продавцами, влечет искажение экономической природы НДС.

Судья ВС РФ Завьялова Т.В., передавая дело в Коллегию, указана на наличие оснований для пересмотра принятых решений.