Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 27 июня 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



НДС: зеркальность vs формальность

Вадим Зарипов
05.10.2015


Противодействие налоговым схемам с использованием фиктивных организаций (ответственность за поставщика, АСК НДС-2) построено на принципе зеркальности. Почему же этот принцип не работает в других случаях? 

 
«Благодаря» принятию Президиумом ВАС памятного многим Постановления от 20.12.2005 № 9252/05 уже десять лет существует проблема отказа налоговыми органами в вычете покупателю лишь на том основании, что продавец ошибочно предъявил НДС в цене или указал в счете-фактуре неверную ставку. Такая же проблема возникает при декларировании ввозимого в Россию товара, а также в случае ошибочного удержания и перечисления налога налоговым агентом.
 
За это время Президиум ВАС, забыв о правиле «Выход там же, где и вход», рассмотрел десятки дел о применении нулевой ставки по услугам при экспорте нефти и других товаров, лишь все дальше заводя арбитражные суды в темный лабиринт своих представлений, а Конституционный Суд вынес три определения. Но ситуацию полностью нормализовать не удалось даже путем довольно грубой замены подпункта 2 п. 1 ст. 164 НК закрытым перечнем услуг с 2011 года. Так, в базе «Консультант Плюс» содержится 217 писем Минфина и 486 решений судов (не считая решений арбитражных судов первой инстанции) по вопросам применения подпунктов 2.1 – 2.8 п. 1 ст. 164 НК. Продолжаются споры с налоговыми и таможенными органами, а также споры покупателей с продавцами, что снижает эффективность бизнеса и влечет значительные общественные издержки.
 
Я уверен, что полностью устранить неопределенность в обложении конкретных видов операций налогом на добавленную стоимость или в применении конкретной ставки не удастся никогда ввиду многообразия товаров (работ, услуг) и видов хозяйственной деятельности.
 
На мой взгляд, в целях универсального решения данной проблемы надо закрепить в законодательстве и практике правило зеркальности: если налоговый орган не доказал, что продавец не учел предъявленный покупателю НДС при начислении и уплате в бюджет, то покупатель не должен лишаться вычета. Или даже строже: если продавец выставил счет-фактуру с НДС, покупатель получает безусловное право на вычет (неординарная ситуация с встраиванием подконтрольных «прокладок» требует своего решения в рамках законопроекта о налоговых злоупотреблениях). Не должно возникать такой ситуации, когда один и тот же счет-фактура служит основанием для требования налоговых органов к покупателю уплатить НДС, но вычет по нему налоговые органы не принимают. Безусловно должен приниматься к вычету НДС, поступивший в бюджет на таможне или перечисленный налоговым агентом, если нет доказательств возврата уплаченных сумм. 
 
В настоящее время сложились необходимые условия для реализации такого подхода:
 
1. С 1 июля 2013 года действует п. 2.1 ст. 154 НК, согласно которому если сами стороны договора не признали выплаченную премию скидкой к цене (изменением цены товара), то корректировки по НДС не производятся у обеих сторон. В основу этой нормы было положено то обстоятельство, что как бы ни квалифицировалась премия (как скидка, меняющая цену, или как финансовая премия, не меняющая цену товара), размер НДС, поступающего в федеральный бюджет от поставщиков и покупателей в совокупности, не меняется (покупатель вычитает ровно ту же самую сумму налога, которая начисляется поставщиком); при этом бюджетных потерь не возникает и не может возникнуть.
 
В Письме от 09.06.2015 № ГД-4-3/9996@ ФНС в целях снижения количества налоговых и судебных споров разъяснила, что при получении покупателем от продавцов премий (бонусов) за приобретение определенного объема товаров в период до 1 июля 2013 года, когда по условиям договора стоимость отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса) не изменяется, либо при отсутствии таких условий в договоре, обязанность по корректировке налоговых вычетов у покупателя не возникает и право на корректировку налоговой базы по НДС и суммы налога у продавца отсутствует.
 
2. Началось развертывание системы тотального контроля НДС, что позволяет эффективно и без потерь для государства и существенных административных издержек для налогоплательщиков реализовать принцип зеркальности.
 
3. Конституционный Суд сформулировал ряд важных правовых позиций о недопустимости двойного обложения добавленной стоимости, экономическом основании налога, взаимосвязи начислений и вычетов по НДС в ряде своих недавних решений (постановления от 03.06.2014 № 17-П, от 01.07.2015 № 19-П).
 
4. Идея наличия пресловутых «источников» для вычета, т.е. зеркальности, положена в основу устойчивой судебной практики в спорах о «пропавших» поставщиках (фиктивных организациях – прокладках). Иная (формальная) позиция в отношении предъявления НДС означает двойные стандарты. К тому же отсутствие зеркальности нарушает общепризнанный принцип нейтральности НДС.
 
Этот подход может быть внедрен в практику путем официальных разъяснений Минфина и ФНС, а также закреплен в качестве нормы в гл. 21 НК. 
 

просмотров 1861

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.