Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 27 июня 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Налоги плюс

Вадим Зарипов
28.07.2015


Налоги для налогоплательщика – всегда со знаком минус. А можно ли поменять знак, сделать пассив активом? Можно, если институционализировать налоговый капитал.

В сложных экономических и политических условиях российское государство продолжает мучительные поиски способов поддержки малого и среднего бизнеса. Одна из таких возможностей – сделать ускоренное возмещение НДС доступным более широкому кругу налогоплательщиков, но без существенного риска бюджетных потерь.

Снижение порога, установленного в ст. 176.1 НК РФ, имеет свои пределы, иначе он лишается смысла. Банковская гарантия остается финансово непосильной для «малышей». В результате они фактически не могут воспользоваться заявительным порядком. В этом можно усмотреть несправедливое и необоснованное различение по размеру бизнеса, т.е. дискриминацию.

Так называемые традиционные экспортеры справедливо высказывают возмущение тем, что они много лет и без серьезных нарушений работают на рынке, но заявительный порядок для них остается недоступным. Но и «ручное» формирование списка компаний, «достойных» ускоренного возмещения, тоже невозможно.

Механизм заявительного порядка возмещения основан на принципе гарантированности компенсации государству в том случае, если после проверки выявится отсутствие оснований для возмещения. Такой гарантией служат или особо крупный размер компании, позволяющий уплатить за три года 10 млрд руб. основных налогов, или банковская гарантия банка из перечня Центробанка (особый случай – поручительство управляющей компании территории опережающего социально-экономического развития).

Очевидно, что критерием надежности налогоплательщиков для целей возмещения НДС является размер ранее уплаченных им налогов – чем он больше, тем более благонадежным можно считать налогоплательщика. Это значимый, универсальный и легко проверяемый критерий. И критерий оправданный, ведь для возмещения НДС, а по сути – субсидирования экспортеров в налоговой форме – государству нужен финансовый источник. Именно поэтому такой критерий взят за основу для установления порога в подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ. Однако установлен он в твердых (абсолютных) показателях, что делает его неприменимым с точки зрения масштаба бизнеса. Следовательно, необходимо сделать размер порога относительным. Например, размер возмещения на определенный год может быть установлен в размере 10% от уплаченных ранее налогов и сборов, включая социальные налоги (ЕСН, страховые взносы) и таможенные платежи.

Ведь своими налоговыми платежами – отданными государству безвозмездно и безвозвратно средствами – налогоплательщик уже оплатил «страховку» для государства: чем больше заплачено, тем меньше он желает потерять доверие государства. Это своеобразный налоговый капитал налогоплательщика, он должен быть признан государством.

Налоговый капитал не только способен сделать заявительный порядок возмещения НДС доступным для малого и среднего бизнеса – в дальнейшем он может быть использован и для упрощения и ускорения административных процедур (и не только налоговых), для соразмерного уменьшения штрафов, других целей. Например, для определения размера крупного и особо крупного уклонения в ст. 198 и 199 УК РФ, чтобы отказаться, наконец, от абсолютных показателей. Руководитель будет спать спокойней, зная, что если организация заплатила в предыдущие годы 1 млрд, то уголовное дело нельзя возбудить, пока следователь не «наскребет» 100 млн недоимки. Можно его сделать одним из критериев для облегченного предоставления налоговых отсрочек и рассрочек – обидно видеть, как из-за резкого ухудшения финансового положения гибнет много лет работавшее и исправно платившее налоги предприятие. 

Сегодня за уплату больших сумм налогоплательщики могут рассчитывать разве что на грамоту «добросовестному налогоплательщику», которая, конечно же, никаких реальных преференций не дает. Накопление налогового капитала создаст существенные преимущества тем предпринимателям, кто не бросает компании с недоимками каждые полгода и не создает тем самым головной боли не только инспекторам, но и контрагентам. Это заслуженный бонус для тех, кто давно присутствует на рынке – чем дольше работаешь, тем больше становится твой налоговый капитал. Работать прозрачно для налоговых органов, эффективно и стабильно становится выгодным, ведь государство поощряет это реальными стимулами. Кстати, в качестве второго условия в подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ указан именно временной критерий «налоговой репутации».

Преимущество процентного подхода в том, что он позволяет гибко масштабировать налоговые стимулы для конкретной компании к общественно полезному результату от нее (выраженному в размере уплаченных налогов). Это просто справедливо. 

Это справедливо и просто – для «капитализации» налогов надо лишь наладить процедуру ежегодного определения налоговым органом и доведения по определенной форме до налогоплательщика по его запросу сумм уплаченных налогов.

Внедрение такой процедуры может быть поэтапным. Например, сначала учитывать только платежи, администрируемые налоговыми органами, возмещать 5% от уплаченных сумм. Постепенно налаживать взаимодействие по сбору информации от таможенных органов и социальных фондов, повышать процент. Ввести двойной тест – общей суммы налогов и налогов, уплаченных в последние три года, чтобы «налоговые капиталисты» не жили былыми заслугами. Продолжать отлаживать и настраивать механизм. 

 

Для эффективного налогового администрирования открываются новые перспективы. Общественная польза налицо. Главное – начать.

просмотров 1347

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.