Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 24 октября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Принцип трех «П»

Вадим Зарипов
24.10.2014


Налоговое законодательство по-прежнему сверхдинамично. В то же время, бизнесу для устойчивого развития нужны стабильность и определенность. Выход видится в признании необходимости придерживаться принципа предсказуемости, последовательности и постепенности налоговых изменений. 

Княгиня Ольга прослыла в народе мудрой не потому, что наказала древлян, а потому, что сделала правильные выводы и приняла решение, благодаря которому каждый смог заранее знать, сколько, в каком размере, где и когда он должен отдать в княжескую казну (так называемые уроки, погосты, оброки и уставы). Так дань превратилась в налог, взимаемый не по праву сильного, а на основе силы права. Так Ольга не только провозгласила, но и реализовала принцип определенности налоговых обязательств, опередив почти на восемь столетий Адама Смита.

Предсказуемость государственных решений – это признак цивилизованности общества. Когда правительство преподносит налогоплательщикам неприятные налоговые «сюрпризы», оно возвращает нас в эпоху дани. 
 
К сожалению, значение Основных направлений налоговой политики Российской Федерации и бюджетных посланий сегодня серьезно обесценилось: несмотря на то, что в них заявлялось о неповышении налоговой нагрузки до 2018 года, сегодня ведутся активные дискуссии о повышении налогов и ряд мер уже одобрен правительством (рост платежей в ФОМС и ставок на дивиденды), а бюджетные послания и вовсе упразднены. В результате возможности планирования предпринимателями своих налоговых расходов вновь уменьшились.
 
Последовательность означает, что слова не расходятся с делом. Происходящие изменения в налогообложении малого бизнеса (страховые взносы, налог на имущество с кадастровой стоимости, ужесточение условий для использования спецрежимов) не отвечают заявлениям о необходимости его государственной поддержки. Возврат следователям спустя три года права возбуждать уголовные дела без учета мнения налогового органа, да еще и на глубину до 10 лет, также свидетельствует о непоследовательности в отношениях с налогоплательщиками.
 
Постепенность достигается за счет переходных периодов, как это было при введении новых правил контроля за трансфертным ценообразованием и при отмене льготы по налогу на имущество с крупных инфраструктурных объектов. Но налог на имущество граждан в Москве и Подмосковье вводится с 2015 года без отсрочек, которые позволили бы малообеспеченным людям спокойно переехать и тем самым избавиться от разорительного налога с доставшихся им в ходе приватизации или по наследству дорогих квартир в центре.
 
Вполне реальным было введение налога с продаж с 1 января 2015 г., при том, что его обсуждение началось лишь в июле 2014 г. Эта история может повториться в 2015 году. Поэтому заслуживают внимания предложения увеличить срок для вступления изменений в налоговом законодательстве до двух лет. Этот срок позволил бы и налогоплательщикам приспособиться, и законодателю устранить ляпы, с которыми обычно принимаются новые законы, и Минфину ответить на запросы налогоплательщиков. К сожалению, норма Бюджетного кодекса, требующая внесения изменений только на весенней сессии Госдумы, приостанавливается уже пять лет подряд, так и не вступив в полную силу.
 
Налоговые новации всегда означают перераспределение бремени налогообложения и потому всегда вызывают ропот и недовольство определенной части общества. По всей видимости, налоговую систему в ближайшие годы ожидают серьезные реформы. Соблюдение принципа трех «П» позволит их провести, не вызывая возмущения и сопротивления налогоплательщиков. 
 
Власти не свойственно самоограничение. Поэтому для соблюдения этого принципа требуются изменения в ст. 5 НК РФ. Можно подумать и о законодательном закреплении статуса Основных направлений налоговой политики, как это сделано, например, в Перу. Также необходимо признание Конституционным Судом РФ недопустимой практики кардинальных изменений законопроекта в режиме поправок ко второму чтению, если при этом ухудшается положение налогоплательщиков. Поводов для этого Госдума предоставила в последнее время немало.
 

просмотров 2561

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.