Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 18 августа 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Сбор, в натуре!

Вадим Зарипов
21.07.2014


 Считается, что сборы, определение которых содержится в п. 2 ст. 8 НК РФ, могут взиматься только в денежной форме. Но жизнь, как всегда, богаче наших представлений о ней. Предлагаю вашему вниманию еще один сбор – с инвесторов-застройщиков.

 
В проекте постановления Пленума ВАС о внесении дополнений в постановление Пленума ВАС от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создан или приобретена в будущем» предлагалось считать, что требования публично-правового образования о предоставлении ему имущества, предусмотренного инвестиционным договором, по своей природе являются обязательственными (гражданско-правовыми). 
 
Однако, как показало обсуждение этого документа на заседании Президиума ВАС 24 апреля, прошедшее после обсуждения проекта постановления Пленума о НДС, вопрос о правовой природе таких требований не столь однозначен. 
 
Действительно, после вступления в силу в 1999 г. части первой НК РФ, запретившей «налоготворчество» на местах, и соответствующего ограничения финансовых возможностей региональных и местных властей широко распространилась практика передачи части вновь созданного имущества инвестора в пользу публично-правовых образований, например, части квартир или машино-мест в построенном жилом доме, а также построенных школ и других социальных объектов или объектов инфраструктуры (подобные случаи сложно отследить на уровне региональных и местных нормативных актов, однако они приведены в постановлениях Президиума ВАС от 24.01.2012 № 11450/11, от 04.06.2013 № 1276/13, от 04.06.2013 № 18185/12). 
 
Заключаемые при этом так называемые инвестиционные контракты с участием в качестве одной из сторон органа государственной или местной власти или иного уполномоченного ими лица содержат одностороннее обязательство инвестора предоставить публично-правовому обязательству определенное имущество по окончании строительства. Какой-либо встречной обязанности органа власти данный контракт не предусматривает и не может предусматривать, поскольку, например, выделение земли относится к административным полномочиям и не может быть предметом сделки. Следовательно, оформление контракта призвано лишь создать видимость законности отчуждения части имущества в пользу публично-правового образования, ведь никаких иных правовых оснований для этого нет. 
 
По сути органы власти обуславливают таким образом выдачу разрешений и совершение иных юридически значимых действий в отношении инвестора. Дополнительным «рычагом» для этого служит включенная в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в 2011 г. статья 24.2, согласно которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г. и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом. Но и без этой нормы у инвесторов нет шансов проскочить «незамеченными».
 
Следует сделать вывод, что в данном случае мы имеем дело  с незаконным сбором, причем в натуральной форме – в виде отчуждения части имущества в качестве условия выдачи разрешения на строительство, выделение земли и других административных процедур (отчисления в бюджет на развитие инфраструктуры – это тоже незаконный сбор, хотя и в более привычной для всех нас денежной форме).
 
Подробнее – в моей статье «Что-то, что мы давно и хорошо знаем» в августовском номере журнала «Налоговед».

просмотров 2110

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.