Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 18 октября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Прощай, ВАСя!

Вадим Зарипов
12.02.2014


По инициативе российского президента совсем недавно отметивший свое двадцатилетие ВАС РФ (ВАС, в народе – ласково – ВАСя) скоро прекратит свое существование.

6 августа 2014 г. вступят в силу соответствующие поправки в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и завершится переходный шестимесячный период ликвидации ВАС.

Оставляя в стороне цель или причину срочного уничтожения самого эффективного, прогрессивного и открытого государственного органа, к тому же сыгравшего решающую роль в становлении и развитии налогового права в России, попробую спрогнозировать последствия такого государственного решения для основных налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.

Первое, уже проявившееся последствие – это заметная демотивация судей и специалистов ВАС. В результате все меньше дел попадает в надзорную инстанцию (основная функция ВАС), ведь у судей нет плана по передаче дел для их пересмотра в порядке надзора (особенно это заметно по налоговым делам, которым Суд прежде уделял особое внимание – почти каждое пятое рассмотренное им дело было по налогам). Не слишком рьяно Суд «отписывает» и тексты состоявшихся постановлений Президиума ВАС по конкретным делам. Так, мотивировочная часть постановления по известному налоговому спору с участием «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)», вынесенного 8 октября 2013 г., была опубликована лишь 25 февраля 2014 г.

Второе заметное последствие – потеря ценных кадров. Несколько судей подали в отставку, а из оставшихся далеко не все, даже молодые и перспективные, надеются попасть в новый Верховный Суд. Подбирают себе новые места работы и сотрудники аппарата. Причем через 3 – 4 года едва сформировавшийся Верховный Суд будет ожидать очередная кадровая перетряска и чехарда в связи с переездом в Санкт-Петербург, поэтому вряд ли можно ли надеяться на плодотворную работу суда в оставшееся до переезда время.

Третье ожидаемое последствие – можно сказать, что арбитражная система останется без эффективной надзорной инстанции. В первом полугодии 2014 г. – в связи с упразднением ВАС, а во втором полугодии – в связи с началом работы нового суда, которая потребует определенного периода наладки и отладки. Но и в дальнейшем, судя по содержанию нового Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», эффективный рабочий Президиум не предполагается. Президиум Верховного Суда будет включать судей разной специализации – гражданской, уголовной, административной, экономической, поэтому на такое же внимание, которое уделял Президиум ВАС спорам организаций и предпринимателей с налоговыми органами, рассчитывать не стоит. Планируется, что собираться Президиум Верховного Суда будет «по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц», в то время как Президиум ВАС собирался каждую неделю, благодаря чему мог рассматривать до 500 дел в год. На этом фоне последней инстанцией для бизнеса станут арбитражные суды округов, фактически они и будут формировать судебную практику, вследствие чего в России может вновь возникнуть законность «уральская», «поволжская» и т.д. (10 округов – 10 Налоговых кодексов). Почувствовав «слабину» в судебной системе и оставшись без строгого присмотра, налоговые органы могут устроить себе «праздник непослушания».

Наконец, в связи с новым составом Верховного Суда можно ожидать изменения правовых позиций, сформированных ВАС по многим важным вопросам хозяйственной деятельности. Например, компании при планировании долгосрочных сделок и инвестиционных проектов просчитывают налоговые последствия и налоговые риски на основе не только Налогового кодекса и официальных разъяснений, но и многочисленных постановлений ВАС РФ, поскольку их обязательность для налоговых органов признали и Минфин и ФНС. Сейчас же с уверенностью рассчитывать налоговую нагрузку можно лишь в краткосрочной перспективе (на год).

Причем нет уверенности, что в результате объединения появится вожделенное единообразие судебной практики. Например, Определением от 30.11.2010 № 78-Впр10-33 коллегия судей Верховного Суда РФ признала организацию торговли плательщиком платы за загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами (за размещение мусора), а чуть позднее первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ П.П. Серков в Постановлении от 11.02.2011 № 58-АД11-1 в аналогичной ситуации не признал торговую организацию плательщиком. 

Остается лишь надеяться, что система арбитражных судов не подвергнется объединению с судами общей юрисдикции, находящимися по уровню развития в прошлом веке. Потому что после этого останется лишь ждать слияния Верховного Суда, Конституционного Суда и Комиссии по вопросам церковного права в суд, который можно будет смело называть Высшим Судом.

 

 

просмотров 3510

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.