Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 18 октября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Налог на совесть

Вадим Зарипов
24.10.2012


В декабре исполняется 10 лет знаменитому Определению КС РФ от 10.12.2002 г. № 284-О. Грустные итоги своеобразного юбилея заставляют еще раз задуматься и вспомнить слова классика – «как слово наше отзовется»...

Решением от 28.03.2002 № ГКПИ 2002-178 Верховный Суд признал несоответствующим Конституции и Налоговому кодексу, незаконным и недействительным Постановление Правительства от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Суд указал, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе обладает всеми признаками налога. При этом основные элементы платы (плательщик, объект,  установлены правительственным постановлением, а ряд элементов (налоговый период, ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы) – нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что данное Постановление возлагает обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом.

Стремясь преодолеть решение Верховного Суда и «реанимировать» плату за загрязнение, Правительство направило в Конституционный Суд запрос о проверке конституционности своего собственного (?!) постановления.
Конституционный Суд в Определении от 10.12.2002 № 284-О пришел к выводу, что плата за загрязнение не обладает признаками налогового обязательства – она носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и по своей правовой природе является не налогом, а фискальным сбором. Также Суд пришел к выводу, что основные элементы платы установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

«Спасительное» решение Конституционного Суда позволило продолжить взимание платы за загрязнение на основе правительственного постановления, но привело тому, что сегодня плата за загрязнение превратилась в прямом смысле в «налог на совесть». Дело в том, что поскольку Конституционный Суд отказался признать плату за загрязнение налогом, государство в лице налоговых и других контролирующих органов лишилось всего того арсенала средств, который успешно используется при взимании налогов – требования отчетности, права безакцептного взыскания, начисления пеней и штрафов и т.п. Поэтому платят лишь те организации, которые не считают для себя возможным не платить. Можно сказать, что своими действиями посредством Конституционного Суда российское правительство лишило органы исполнительной власти возможностей эффективно администрировать плату за загрязнение.
Вынесение Конституционным Судом Определения № 284-О привело к деградации и упадку системы экологических платежей и архаизации их нормативного регулирования – впору отмечать двадцатилетний юбилей правительственного акта, одного из немногих «динозавров», переживших и отказ от прямого регулирования общественных отношений президентскими указами, и налоговую реформу, и кардинальное изменение всего российского законодательства.

В результате в настоящее время на законодательном уровне отсутствует система взимания платы за загрязнение. Это привело к исчезновению на рынке экономических стимулов цивилизованного обращения с отходами и уменьшения вредного воздействия на природу, недостатку отсортированного сырья для мусороперерабатывающих заводов и их нерентабельности и т.п. Как следствие, продолжается хищническая эксплуатация наиболее ценного природного ресурса – окружающей среды, экологическая обстановка продолжает ухудшаться. Полное бездействие федеральных органов исполнительной и законодательной власти в части совершенствования правового регулирования экологических платежей на протяжении 10 лет после всяческих напутствий Конституционного Суда свидетельствует, что изменить ситуацию способно только признание существующей системы правового регулирования экологических платежей неконституционной.

Поскольку процессы реформирования налогового законодательства, которые принимал во внимание Конституционный Суд при вынесении Определения от 10.12.2002 № 284-О, уже завершились, есть основания вернуться к поставленным десять лет назад вопросам о природе платы за загрязнение и соблюдении конституционного требования установления плательщика и элементов налогообложения в законе.
 

просмотров 3209

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.