Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 22 августа 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Что обязан каждый?

Вадим Зарипов
11.05.2012


Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы – всем знакома эта фраза из 57 статьи Конституции. Это та «печка», от которой «танцуют» специалисты, толкуя налоговое законодательство, это своего рода отправная точка для всех, кто начинает путешествие по лабиринтам налогового права. Казалось бы, нельзя даже усомниться в правоте этой нормы-принципа. А если разобраться?

Конституцией России предусмотрен особый, затрудненный порядок пересмотра основ конституционного строя, а также прав и свобод человека и гражданина – для этого необходим созыв Конституционного Собрания. Как сообщила газета «Коммерсантъ», в Администрации Президента создана рабочая группа по подготовке федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». Будут ли в итоге внесены изменения в основные положения Конституции – неизвестно (на мой взгляд – маловероятно), но это хороший повод поразмышлять о том, что можно было бы изменить в «налоговых» нормах Основного закона.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы – гласит статья 57 Конституции. Каждое слово этой емкой фразы Конституционный Суд наполнил глубоким смыслом в своих первых постановлениях по вопросам налогообложения в 1996 – 1999 годах.

К сожалению, постановления Конституционного Суда не объясняют, почему же установлена обязанность каждого платить налоги и сборы, на чем она основана, от чего происходит, другими словами – какова ее природа. В знаменитом Постановлении от 17.12.1996 № 20-П (по поводу «драконовских штрафов в ст. 13 Закона об основах налоговой системы) Конституционный Суд лишь указал, что налог – необходимое условие существования государства, что в обязанности уплатить налог воплощен публичный интерес всех членов общества.

Каждому понятно, почему нужно сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции), почему гражданин обязан защищать Отечество (ст. 59 Конституции). Но почему нужно платить налоги? Другими словами, почему нужно делиться с другими тем, что приобретено путем личных усилий, творческих находок или риска? И о каком публичном интересе всех членов общества говорит Конституционный Суд?

Думаю, что все станет понятно, если мы посмотрим на такие общественные образования как профсоюз или ассоциация – их создание и деятельность, как правило, требуют финансирования общих расходов, причем финансирование обеспечивается силами самих членов этих обществ.
Каждый член общества, существующего на территории страны, обязан участвовать в финансировании общественных (публичных) расходов. Налоги – основой способ такого финансирования. Это вещи довольно очевидные, но будучи закрепленными в Конституции, совсем в другом свете представляют отношения граждан и государства.

Сегодняшняя формула «каждый обязан платить налоги» означает, что граждане выполняют свой долг перед государством, а государство обеспечивает им всяческую защиту, заботу и покровительство. При этом у налогоплательщиков есть только обязанность платить налоги и, строго говоря, нет никаких прав (права, закрепленные в Налоговом кодексе, порождены правами собственника на защиту своего имущества или призваны содействовать выполнению обязанности платить налог). Иная формула – «каждый обязан участвовать в финансировании публичных расходов (т.е. расходов на деятельность государства и муниципального образования) путем уплаты законно установленных налогов» означает, что государство выступает лишь инструментом управления публичными финансовыми ресурсами. Президент в такой конструкции – не царь-батюшка, а наемный менеджер. Каждый из налогоплательщиков в такой конструкции обретает законное право требовать отчета об использовании государственными органами и муниципалитетами полученных средств.

Надо разобраться и с обязанностью платить сборы. Сбор – одно из обязательных условий совершения в отношении граждан и организаций органами или органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Поскольку без уплаты сбора гражданин не получит публичную «услугу», то устанавливать в законах безусловную обязанность платить сборы не имеет никакого смысла. В отличие от налогов сборы обладают феноменальной собираемостью и могли бы выступать надежным источником покрытия публичных расходов. Надежным, но не достаточным, поскольку есть одно обстоятельство, которое невозможно игнорировать: в отличие от налогов, взимаемых в прямой зависимости от результата деятельности или имущественного состояния, при взимании сбора практически невозможно учесть платежеспособность плательщика. Из-за этого сборы не могут быть слишком большими – разорительными или препятствующими реализации прав, они призваны лишь покрывать расходы на оказание публичных «услуг». Поэтому издавна существуют как сборы, так и налоги. Причем сборы, возможно, возникли даже раньше налогов: по словам С.Н. Паркинсона, «налогообложение старо как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников». Плата за проход – не что иное как сбор. Другое дело, что с развитием экономических отношений именно налоги стали основным источником финансирования публичных расходов.

И еще одно замечание – пункт 2 ст. 8 НК РФ по сути содержит классическое определение пошлины. Если мы посмотрим на перечень налогов и сборов, установленный в Налоговом кодексе, то увидим, что сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ничем не отличаются от государственной пошлины, например, за выдачу разрешения на привлечение иностранных работников или проведение всероссийской лотереи, лицензии на производство этилового спирта или на осуществление клиринговой деятельности. Появление термина «сборы» в Конституции России, а затем в Налоговом кодексе объясняется исторически – во всех российских и советских конституциях, начиная с 1918 г., упоминались налоги и сборы, пошлины не упоминались, хотя всегда взимались. Аргументы о существенных различиях между сборами и пошлинами, на мой взгляд, неубедительны.

Итак, какой мне хотелось бы видеть статью 57 Конституции:

Статья 57

1. Каждый обязан участвовать в финансировании деятельности государства и муниципального образования путем уплаты законно установленных налогов.

2. При совершении в отношении граждан государственными и иными уполномоченными органами юридически значимых действий взимаются законно установленные пошлины.

3. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Недопустимы налоги и пошлины, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
 

просмотров 4612

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.