Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 24 октября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Новый поворот…

Вадим Зарипов
20.07.2011


Приняты важнейшие программные документы по дальнейшему развитию налоговой системы России. 7 июля Правительство одобрило Основные направления налоговой политики на ближайшие три года, а 8 июля Государственная Дума приняла закон, который вводит принципиально новые правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Документы заметно повышают актуальность Конкурса законопроектов, проводимого ТПП РФ и «Налоговедом».

Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в налоговое законодательство.

В числе мер по совершенствованию налогового администрирования запланировано законодательное закрепление инструментов, противодействующих налоговым злоупотреблениям. Отмечается, что для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.

Кроме того, 8 июля Государственная Дума приняла закон, который с 1 января 2012 г. вводит принципиально новые правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Закон предусматривает сужение круга сделок, контролируемых с точки зрения рыночности цен. На мой взгляд, такое сужение сферы применения специальных норм налогового контроля за трансфертным ценообразованием неизбежно приведет к появлению новых налоговых схем.

Можно ожидать, что для противодействия манипулированию ценами сделок со стороны отдельных налогоплательщиков налоговые органы будут использовать концепцию необоснованной выгоды.

В настоящее время ВАС РФ признает такой подход недопустимым (Постановления Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 8349/07 и от 28.01.2008 № 12064/07, а также Постановление Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 № 8867/10). Суды указывают, что претензии к размеру цены налоговые органы должны обосновывать по правилам ст. 40 НК РФ, а не ссылаться на необоснованность налоговой выгоды.

В то же время, в Постановлении от 16.03.2010 № 14585/09 ВАС РФ обратил внимание на необходимость соблюдения «принципа обеспечения налогового контроля со стороны государства».

В этой связи я не исключаю, что арбитражные суды изменят свою поицию в отношении контроля цен сделок, выпадающих с 2012 г. из списка контролируемых по законодательству о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием (раздел V.1 НК РФ). Другими словами, в отсутствие специальных норм налогового контроля за ценами налоговые органы и суды будут применять общие нормы защиты от налоговых злоупотреблений – такие нормы содержит Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Весьма общие положения данного Постановления, в отличие от достаточно четкого и строгого алгоритма, закрепленного в ст. 40 НК РФ, создают условия для широкого усмотрения инспекторов и судей. На практике широкое усмотрение нередко граничит с чиновничьим произволом, что не способствует предсказуемости налоговых последствий сделок и влечет заметное увеличение налоговых рисков для бизнеса.

Принятые официальные документы заметно повышают актуальность Конкурса законопроектов, организованного ТПП РФ и «Налоговедом», поскольку цель Конкурса – подготовка и отбор законопроектов, которыми не только закрепляются инструменты противодействия злоупотреблению нормами налогового законодательства в целях минимизации налогов, но и одновременно создаются гарантии налогоплательщикам от необоснованного пересмотра налоговых последствий их деятельности, в том числе вследствие широкого усмотрения правоприменителя.
 

просмотров 4249

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.