Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 18 октября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Может обостриться проблема произвольной блокировки счетов

Вадим Зарипов
09.05.2011


Всюду клин…
В феврале ФНС России утвердила новый приказ о ежегодном премировании сотрудников налоговых органов. На смену доначислениям любой ценой приходят такие критерии оценки как результаты обжалования в вышестоящем налоговом органе и суде, а также реальное взыскание в бюджет. Как следует из заявления замруководителя ФНС Сергея Аракелова, уже на стадии проверки инспекции должны будут заботиться о взыскании доначисленных сумм, чтобы не получилось, что после выигрыша в суде с компании и ее бенефициаров нечего взять (Новая цель налоговиков. Ведомости, 27.04.2011).

Казалось бы, за последние годы институт обеспечительных мер совершенствовался неоднократно – федеральными законами от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 27.07.2010 № 229-ФЗ и от 03.11.2010 № 287-ФЗ. Однако несмотря на значительные изменения, основные недостатки такой крайне чувствительной для бизнеса меры как приостановление операций по счетам в банках (блокировка счетов) до сих пор не устранены.

Блокировка счетов означает практически полный паралич деятельности предприятия. Обжалование решений о приостановлении операций по счетам в других госорганах возможно, но, прямо скажем, малоэффективно в связи с длительностью процедур, когда для руководителя организации счет идет не на дни, а на часы. Направление же финансовых потоков в обход заблокированных счетов, использование векселей, взаимозачетов, наличные расчеты и даже открытие новых счетов в других банках чреваты привлечением к уголовной ответственности по ст. 199.2 УК РФ за сокрытие имущества от взыскания недоимки.

Ситуация усугубляется тем, что на практике блокировка счетов за неисполнение требования об уплате налога (п. 2 ст. 76 НК РФ) используется не как обеспечительная мера, призванная создать гарантии взыскания доначисленных сумм, а как средство принуждения к уплате взыскиваемых сумм. В то же время требуемые суммы, как правило, оспариваются в суде. В результате налогоплательщиков понуждают к уплате как минимум спорных, а часто и незаконно начисленных сумм.

Как должно быть
Для блокировки счетов налогоплательщиков в банках предусмотрены три самостоятельных основания:

1) неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога (п. 2 ст. 76 НК РФ);

2) непредставление налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока (п. 3 ст. 76 НК РФ);

3) наличие у руководителя налогового органа достаточных оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности по итогам налоговой проверки, в случае, если арестованного имущества недостаточно для взыскания начисленных сумм (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Следует заметить, что блокировка счетов в связи с непредставлением декларации неэффективна в отношении «фирм-однодневок», представляющих формальные декларации. Однако из-за нее страдают работающие и уплачивающие налоги компании, когда, например, декларация не доставлена вовремя из-за недостатков в работе почты или технических сложностей при передаче декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Законом о совершенствовании налогового администрирования от 27.07.2006 № 137-ФЗ, вступившим в силу с 2007 г., предусмотрены принципиально новые основания и порядок принятия обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ), полностью соответствующие их назначению. К тому же они более «гуманны» по отношению к налогоплательщику: в первую очередь предусмотрен запрет на отчуждение или передачу в залог имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и лишь при отсутствии достаточного имущества – приостановление операций по счетам. Такой порядок не создает значительных препятствий хозяйственной деятельности. Налогоплательщик также вправе рассчитывать на отмену обеспечительных мер в случае предоставления «встречных» обеспечительных мер – банковской гарантии, залога ценных бумаг, поручительства третьего лица.

В свете новых правил, установленных в п. 10 ст. 101 НК РФ, основания для блокировки, предусмотренные ст. 76 НК РФ, потеряли актуальность, кроме того, они неадекватны современным условиям ведения бизнеса. Однако налоговые органы по-прежнему пользуются более удобными для них основаниями, предусмотренными ст. 76 НК РФ.

Следует отметить, что арест имущества (ст. 77 НК РФ), имеющий ту же обеспечительную природу, что и приостановление операций по счетам, допускается только при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что организация предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, и только с санкции прокурора.

С января 2011 г. налоговые органы, допустившие неправомерное приостановление операций по счетам, обязаны выплатить проценты по ставке рефинансирования (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Очевидно, что для взыскания этих сумм налогоплательщикам придется, как минимум, обратиться в суд – добровольно инспекция эти суммы не начислит и не выплатит. К тому же проценты не смогут компенсировать полностью убытки и другие последствия блокировки. Понимая это, руководители компаний вынуждены идти на уступки порой незаконным требованиям, поэтому принятие так называемых обеспечительных мер остается одним из самых коррупциогенных участков налогового администрирования.

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков должно использоваться во-первых, только как обеспечительная мера, а не способ принуждения к уплате начисленных сумм и давления на налогоплательщика, во-вторых, в особых случаях, в особом порядке и с минимальным усмотрением руководителя инспекции.

В этой связи необходимо законодательно:
1) отменить блокировку счетов в связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате налога, поскольку в обеспечительных целях налоговым органам достаточно полномочий, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ;

2) установить в п. 3 ст. 76 НК РФ, что счет блокируется не в случае непредставления декларации в установленный срок, а в случае непредставления декларации по истечении 10 рабочих дней после вручения налоговым органом налогоплательщику уведомления о неполучении декларации;

3) ввести дополнительное условие для приостановления операций по счетам – наличие санкции прокурора, поскольку наличие у налогового органа «достаточных оснований предполагать» возможность сокрытия имущества от взыскания налогов – это оценочная категория, неочевидная и, следовательно, подлежащая предварительной проверке;

4) установить в п. 10 ст. 101 НК РФ примерный перечень «достаточных оснований» и обязанность налогового органа указывать в решении о приостановлении операций по счетам, в чем заключаются такие основания, на какой информации базируются выводы налогового органа и источники такой информации.

День продержаться и ночь простоять…
Эскалация напряженности вокруг блокировки счетов может заставить законодателя обратить внимание на эту проблему. Пока же налогоплательщикам придется рассчитывать только на свои силы. Могу лишь дать несколько рекомендаций на первое время:

1.    Продумать план действий в случае блокировки счетов с учетом всех возможных рисков и последствий;

2.    Помнить, что формальным поводом для блокировки может стать якобы неполученная инспекцией декларация, т.е. операции по счетам могут быть приостановлены не только одновременно с вынесением решения по итогам проверки;

3.    При возникновении критической ситуации постараться выяснить причину блокировки – в некоторых случаях это лишь недоразумение («декларация потерялась»), которое нетрудно устранить;

4.    Провести переговоры с сотрудниками инспекции, направить обращение на имя руководителя инспекции с указанием на отсутствие оснований для блокировки, возможность взыскания процентов, подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган и прокуратуру, заявления в суд и взыскания судебных расходов;

5.    Даже если после ваших действий счета были разблокированы, стоит довести до конца обжалование законности решения о приостановлении в суде и взыскать судебные расходы и проценты для того, чтобы предотвратить у инспекции желание поступать так и впредь.
 

просмотров 4081

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.