Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 24 октября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Кодифицировать судебные доктрины против налоговых злоупотреблений

Вадим Зарипов
11.04.2011


Уже пятый год борьба государства с налоговыми схемами регулируется Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53. Постановление содержит нормы права, при этом оно формально не обязательно ни для налоговых органов, ни для налогоплательщиков; в нем присутствует широкое усмотрение правоприменителя, но отсутствует какая-либо процедура.

Эти и другие принципиальные недостатки «налоговыгодного» Постановления, экстренное принятие которого в 2006 году носило временный характер, заставляют провести работу по кодификации судебных доктрин против налоговых злоупотреблений, т.е. предусмотреть в НК РФ основания, порядок и последствия признания налоговой выгоды необоснованной.

На мой взгляд, необходимо установить особую процедуру налогового расследования, которая, с одной стороны, создаст условия для эффективного выявления и доказывания налоговых схем, с другой стороны – предотвратит произвольную переквалификацию сделок, операций, статуса организации или физического лица. В условиях внедрения налоговыми органами «современных технологий налогового администрирования» кодификация применяемых на практике норм позволит защитить налогоплательщиков от упрощенного пересмотра финансовых результатов, вторжения в их экономическую деятельность.
Отсутствие четких критериев и механизмов разграничения правомерной налоговой оптимизации и противоправного уклонения от уплаты налогов приводит к неограниченному усмотрению чиновников и судей в этом вопросе, повышению неопределенности при заключении сделок, реорганизациях, создании групп компаний, планировании инвестиций.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах отмечается, что «риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов». В числе первоочередной меры Президентом РФ предложено «законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом  практический опыт, накопленный арбитражными судами». Однако в настоящее время работа в этом направлении практически  не ведется.

«Благодаря» позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 01.06.2010 № 16064/09 по делу «Росконтракта», не работает на практике и норма п. 2 ст. 45 НК РФ о судебной переквалификации, которая должна применяться в большинстве случаев признания налоговой выгоды необоснованной в качестве гарантии прав налогоплательщиков в отсутствие законодательно установленных процедур.

Следует четко определить пределы субсидиарной ответственности за «пропащих» поставщиков, применяя ее только в исключительных случаях: если есть доказательства, что поставщик – «карманная» фирма или имеет место грубая неосмотрительность покупателя, когда «странности» поставщика и условий сделки были для покупателя очевидны.

Ориентиром в работе должны послужить европейские подходы к борьбе с налоговыми злоупотреблениями, выраженные в решениях Суда ЕС 2006 года по делу «Халифакс» и по делу «Оптиджен», а также в решении ЕСПЧ 2009 года по делу «Булвес».

Одновременно следует ввести понятие злоупотребления полномочиями должностных лиц налоговых органов – это действия или бездействие, формально соответствующие требования законодательства, однако не отвечающие целям налогового администрирования и налогового контроля.
 

просмотров 4696

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.