Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 25 июня 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Повышающий коэффициент налогового администрирования

Вадим Зарипов
10.03.2011


Началась работа экспертных групп Правительства по обновлению стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года. В рамках группы «Налоговая политика» мне доводится анализировать «неэкономические» аспекты налогообложения в России и предлагать варианты выхода из сложившейся ситуации. Поделюсь некоторыми выводами своих исследований.

Как известно, налоговая система включает в себя не только систему налогов, но и многие другие элементы. Один из важнейших таких элементов – налоговое администрирование. Поэтому при подготовке «Стратегии 2020» в части налоговой политики я предложил попробовать всерьез, т.е. при осуществлении экономических расчетов, определить и учесть коэффициент налогового администрирования или «административный налог», означающий увеличение номинальных налоговых ставок вследствие административной нагрузки.

Рискну также предположить, что вложения в совершенствование налогового администрирования, т.е. в улучшение отношения государства и бизнеса, приносит в целом больше результата на рубль вложенных средств, чем «заметные» и «ощутимые» для налогоплательщиков снижение ставок и льготы.

Сейчас оценка «повышающего» коэффициента не производится – он слишком «прозрачен» и на первый взгляд незаметен. Но даже будучи официально не признанным экономистами (по крайней мере, в обсуждениях, в которых мне приходится участвовать, экономисты в основном рассуждают лишь о переносе налогового бремени с одних плательщиков на других), он значительно влияет на инвестиционную и бизнес-среду для различных категорий налогоплательщиков, увеличивая реальную налоговую нагрузку в 1,5 – 2 раза. Это одна из причин, почему налоговые системы Западной Европы и даже Северной Европы с их, казалось бы, грабительскими ставками конкурентоспособны и не слишком влияют на индекс «налогового счастья» (на счастье налогоплательщиков влияет и то, сколько в итоге возвращается гражданам в виде публичных услуг, а также то, сколько тратится на функционирование механизма налогового перераспределения общественных благ). В этом свете низкие ставки налогов в России – нечто вроде извинения и признания слабости и невозможности государства что-либо изменить там, где на самом деле надо менять.

С другой стороны, сказочные даже по сравнению с российскими ставки основных налогов в Казахстане не влияли на российских предпринимателей при принятии решения о размещении бизнеса до тех пор, пока не были значительно повышены страховые взносы (по сообщению руководителя налоговой службы нашего южного соседа, более 400 российских бизнесменов зарегистрировали компании в этой стране в 2010 году) – потому что к ставкам этим милым на практике добавляются клановость и прочие «восточные приправы».

Проявления «административного налога» различны – это как прямые издержки на «обслуживание» налоговых органов, так и различные риски и угрозы, например:

•    расходы на организацию исполнения налоговых обязательств (содержание и  обучение финансовых и юридических служб, ведение специального налогового учета, приобретение и обновление компьютерных программ, подготовка и копирование документов при проверках, проверка контрагентов на «налоговую благонадежность» и т.п.);
•    угроза лишения имущества или ущерба деловой репутации вследствие предъявления необоснованных налоговых претензий или необоснованного возбуждения уголовных дел;
•    угроза нарушения финансовой устойчивости и стабильности положения предприятия в случае блокировки счетов в банках;
•    отсутствие возможностей для точного расчета налоговых издержек по инвестиционным проектам и крупным или долгосрочным сделкам (налоговые риски);
•    угроза резкого изменения судебной практики, что чревато волной проверок и доначисления налогов за последние три года;
•    отсутствие возможности защититься от действий чиновников, препятствующих бизнесу, путем компенсации упущенной выгоды, возмещения ущерба деловой репутации и иных убытков;
•    угроза произвольного вторжения налоговых органов в хозяйственные отношения, особенно нетипичные. Это влияет на появление новых форм и технологий бизнеса (т.е. на те самые инновации, о которых так много говорится), возникновение новых деловых связей, новых предприятий.

Неоправданно упрощенное вторжение в хозяйственную деятельность выражается в переквалификации сделок и хозяйственных операций налоговыми органами при отсутствии четких оснований и процедуры признания налоговой выгоды необоснованной, в отсутствии четких пределов ответственности за поставщиков, не заплативших налоги, в необходимости раскрывать налоговым органам и суду, почему был выбран именно этот поставщик и какую деловую цель имела та или иная сделка или операция.

Этот «черный список» можно продолжать. А можно посмотреть на него как на перечень возможностей без серьезных финансовых вливаний радикально изменить деловой климат, а затем собрать богатый урожай налоговых поступлений в бюджет. Конечно, если будут решены другие серьезные проблемы – высокий уровень коррупции, отсутствие надежных гарантий права собственности и отсутствие конкуренции.

Известно высказывание французского министра финансов Кольбера о том, что налогообложение подобно искусству ощипывать живого гуся с максимумом перьев и минимумом шипения и крика. Налоговое администрирование – один из главных секретов этого искусства.
 

просмотров 4721

Добавить отзыв

Возможность добавлять отзывы есть только у зарегистрированных пользователей – подписчиков журнала «Налоговед». Зарегистрироваться.