Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая стратегия России: взгляд бизнеса и власти

10, Января 2014
СОБЫТИЕ:
IX Всероссийский налоговый форум ТПП РФ, 22 и 25 ноября 2013 г., Конгресс-центр ТПП РФ, Москва

Соорганизатор – Совет Федерации. При участии Российского союза налогоплательщиков.

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ:

«Акцизная политика: наращивание доходов государственного бюджета и риски роста нелегальной торговли»
«Трансфертное ценообразование в России: первые выводы и перспективы развития»
«Практика рассмотрения налоговых споров в 2013 г.»
«Возможности электронного документооборота для бизнеса»
«Налоговое законодательство: ключевые изменения 2013 г. и их влияние на бизнес в 2014–2016 гг.»
«Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям: есть ли альтернатива прежним порядкам?»

В течение двух дней на Форуме, в котором участвовали более 700 человек, велись живые и профессиональные дискуссии по самым актуальным для бизнеса и власти налоговым вопросам. После чего на пленарном заседании были подведены итоги работы круглых столов и предложен проект рекомендаций.

Открыл пленарное заседание президент Торгово-промышленной палаты РФ С.Н. Катырин, отметив, что в 2013 г. в Налоговый кодекс РФ было внесено более 20 изменений. В том числе важный для бизнеса Закон1, расширяющий возможности применения обязатель­ного досудебного порядка разрешения налоговых споров.

Наиболее существенная тенденция в налоговой сфере – противодействие финансовым злоупотреблениям и отмыванию денег. Важно, что Основные направления налоговой политики до 2016 г.2, прежде чем были внесены в Правительство РФ, публично обсуждались в Госдуме. Однако в Основных направлениях из года в год не учитываются нереализованные пункты предыдущих документов, поэтому развитие в краткосрочной перспективе остается не до конца понятным. Выступающий предложил разработчикам Основных направлений исправить это упущение.

По мнению бизнеса, которое выразила ТПП РФ, следует значительно доработать рассматриваемый Госдумой законопроект о налоговом контроле за банками3. Необходимо найти компромиссное решение и при уточнении порядка возбуждения уголовных дел4.
К открытию Форума было проведено анкетирование представителей бизнеса, членов экспертных советов ТПП РФ (см. текст на полях). 69% респондентов полагают, что уровень налоговой нагрузки в России высок. 84% опрошенных назвали негативным влияние налогового законодательства на инвестиционный климат в стране. Среди факторов, увеличивающих налоговые риски бизнеса, были отмечены различное толкование судами и налоговыми органами законодательства (30% респондентов), а также неясность и изменчивость норм (по 15%).

По мнению президента ТПП РФ, обсуждение на ранней стадии проектов налоговых решений позволило бы снять ряд спорных моментов и выйти на консолидированную позицию бизнеса и власти. Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, усиление ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.
С.Н. Катырин отметил высокий уровень сотрудничества Торгово-промышленной палаты и ФНС России, которое развивается не только на федеральном, но и на региональном уровне.

ИЗ ОПРОСА ТПП РФ

61% респондентов сталкиваются с налоговыми проверками два–три раза в год.
46% решают вопросы с налоговыми органами в досудебном порядке, остальным приходится судиться.
15% ежегодно участвуют более чем в шести налоговых разбирательствах, еще 30% – в одном–шести спорах.
 

Руководитель Федеральной налоговой ­службы М.В. Ми­шустин поблагодарил президента ТПП РФ за ­такой отзыв и заметил, что в современных экономических условиях налоговое администрирование должно помогать справляться с непростыми вызовами. Выбранный Службой курс – сервисное ориентирование и фискальный контроль за нарушителями. Как подчеркнул выступающий, главное не сбор налогов любой ценой, а контроль за соблюдением налогового законодательства. М.В. Мишустин высоко оценил Закон о досудебном урегулировании налоговых споров, по его словам, действующее четыре года досудебное урегулирование ряда споров показало свою эффективность.

Глава Службы привел данные, по которым в 2012 г. налоговая нагрузка в России составила 24,1% без учета нефтегазовых доходов, всего – 34,5%. В Европе, заметил он, этот показатель за 2011 г. намного выше.

Говоря об утвержденном Агентством стратегических инициатив плане мероприятий «Совершенствование налогового администрирования»5, докладчик указал на то, что необходимо устранить устаревшие формы документов и ввести презумпцию электронного документооборота в части учета и отчетности. Электронные сервисы, предлагаемые ФНС России, основаны на экстерриториальном принципе работы юридических лиц. Важно бесконтактное общение налогоплательщика с сотрудниками налоговых органов. Лекарством от незаконного возмещения НДС глава Службы назвал сбор счетов-фактур в электронном виде. Он также согласился с мнением участников пленарного заседания, что в разъяснениях по налоговым вопросам нужно оговаривать срок (налоговый период), на который они распространяются.

НАЛОГИ И БИЗНЕС
Традиционно на Форуме представлен ежегодный доклад ТПП РФ «Налоги и бизнес в 2013 году. Итоги и перспективы», включающий практический анализ принятых в 2012 году поправок в НК РФ и предложения по совершенствованию налоговой политики.

РОССИЯ В ЕЖЕГОДНОМ РЕЙТИНГЕ ВСЕМИРНОГО БАНКА
Показатель «налоговое администрирование»:
в 2011 г. – 105-е место, в 2012 г. – 64-е,
в 2013 г. – 58-е.
Показатель «регистрация предприятий»:
в 2011 г. – 111-е место, в 2012 г. – 101-е,
в 2013 г. – 88-е.
 

Аудитор Счетной палаты РФ С.И. Штогрин рассказал участникам Форума о своей новой работе6 – контроле за исполнением налоговыми и таможенными органами федерального бюджета, а также за исполнением показателей неналоговых доходов бюджета (91 администратор). К середине 2014 г. Счетная палата подготовит для обсуждения предложения по действующим налоговым льготам. Выступающий также предложил провести перепись недвижимого имущества в России, чтобы понять, кто ее собственники, и упростить контроль за уплатой имущественных налогов.

Участники пленарного заседания ознакомились с результатами работы шести тематических круглых столов, подготовленными инициативами, в том числе по увеличению срока представления документов по запросам налоговых органов о налогоплательщиках или конкретных сделках на основании статьи 93.1 НК РФ с трех до десяти дней.


1 См.: Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
2 Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (одобрены Правительством РФ 30.05.2013).
3 Проект Федерального закона № 330414-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и статью 1 Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществ­лении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах».
4 См.: проект Федерального закона № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
5 О пресс-конференции Агентства стратегических инициатив, где была представлена «дорожная карта», – URL: http://nalogoved.ru/news/2381.
6 До недавнего времени С.И. Штогрин был депутатом Государственной Думы ФС РФ.