Возбуждение уголовных дел за налоговые преступления: законодательство и практика 2009–2016 годов
До принятия Федерального закона от 06.12.2011 № 407‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» правоохранительные органы возбуждали уголовные дела по налоговым преступлениям (ст. 198–199.2 УК РФ) и при отсутствии нарушений, выявленных налоговыми органами.
Согласно вступившим в силу 6 декабря 2011 г. поправкам в ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении стали только материалы налоговых проверок. За органами внутренних дел, по сути, была сохранена лишь функция по раскрытию этих преступлений.
Новелла сказалась на показателях и эффективности работы правоохранительных органов.
Так, количество выявленных преступлений с 2011 г. снизилось на 30% (см. рис. 1), а лиц, их совершивших, стало в 2012 г. 3496 вместо 3980 в 2011 г.1
По отношению к 2011 г. удельный вес зарегистрированных преступлений уменьшился на 28,5% (см. рис. 2).
Такое положение не могло остаться без реакции власти. В итоге был принят Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в котором так называемый налоговый повод исключен из поводов для возбуждения уголовного дела.
Рассматриваемые показатели после этого события существенно изменились. По отношению, например, к 2013 г. количество зарегистрированных налоговых преступлений в 2016 г. увеличилось на 25,7%. При этом увеличение зарегистрированных преступлений привело к росту нераскрытых и снижению числа расследованных преступлений соответственно в 3 и 1,2 раза2. Изменения в динамике зарегистрированных налоговых преступлений характерны и для отдельных из них (см. рис. 3).