Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 18 августа 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Статьи

Налогообложение КИК

Значение Решения Суда ЕС от 12 сентября 2006 г. № C-196/04 для развития российского законодательства

Наступление на оффшоры начинается

Основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008—2010 гг. (одобрены на заседании Правительства РФ 02.03.2007) предусмотрен ряд мер по борьбе с укрывательством доходов российских компаний в офшорных зонах, которые условно можно назвать «антиофшорным законодательством». По словам Президента РФ, капиталы российских граждан не должны «болтаться» в офшорных зонах [ сноска 1 ] .

Благодаря Федеральному закону от 16.05.2007 № 76-ФЗ «О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2008 г. в России появится законодательное определение офшорной зоны [ сноска 2 ] : это государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких «зон» должен быть утвержден Минфином России. Проект «черного списка» подготовлен в рамках законопроекта о совершенствовании налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Однако не совсем понятен принцип отнесения Минфином России государств и территорий к офшорам. Допуская возможность частичного делегирования, статья 57 Конституции РФ требует закрепления пределов такого делегирования (в нашем случае — порогового значения) в законе. Например, часто используется подход на основе сравнения определенной доли (1/3, 1/2, 2/3 [ сноска 3 ] , 3/4 ) ставки налога на прибыль или на доход со ставкой в другой стране.

Новая аббревиатура — CFC

В соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в практике налогообложения некоторых стран применяется правило, когда нераспределяемый между учредителями доход иностранной дочерней компании (контролируемой иностранной компании, CFC) или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль как доход ее владельца — материнской компании. При этом во избежание двойного налогообложения налоги, уплачиваемые с дохода контролируемой компании по месту регистрации, принимаются к зачету. Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании в офшорные зоны в результате последовательности сделок.

С 2009 г. в налоговое законодательство России (гл. 23 и 25 НК РФ) планируется ввести определение контролируемых иностранных компаний, а также установить размер стратегического участия. Например, в США и Финляндии контролируемой считается компания, в которой национальные акционеры владеют более 50% акций, в Казахстане — 10% и более. В Великобритании, Италии и Дании критерий для признания контроля установлен в размере 25% капитала иностранной компании. Можно лишь предположить, что в России размер стратегического участия будет связан с размером участия, установленным Федеральным законом от 16.05.2007 № 76-ФЗ для применения нулевой ставки на получаемые дивиденды.

Информация — ключевой фактор

Действие правил об иностранных контролируемых компаниях невозможно без получения соответствующей информации. Для этого предлагается возложить на налогоплательщиков обязанность под страхом применения санкций указывать в декларациях все свои иностранные аффилированные компании, а также сведения о степени участия в контролируемой компании. Такой «односторонней» обязанности может оказаться недостаточно, поэтому планируется пересмотреть международные соглашения России с другими странами об обмене информацией об акционерах и финансах.

За опытом — в Европу

«Правило CFC» — один из «сдерживающих» факторов. Другие инструменты — определение понятия налогового резидента применительно к организациям, контроль за трансфертным ценообразованием во внешнеэкономических сделках, правила о «недостаточной капитализации».

 

Разработка законодательных норм о контролируемых иностранных компаниях — дело ближайшего будущего, и через два-три года с этими нормами столкнутся ориентированные на международный рынок российские компании. В связи с этим специалисты юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» перевели на русский язык и предоставили для публикации в «Налоговеде» Решение Суда ЕС от 12.09.2006 № C-196/04. Изучение этого решения позволит лучше понять подходы к применению правил о контролируемых иностранных компаниях и возникающие при этом проблемы.

В.М. Зарипов, 
заместитель главного редактора

 


[ сноска 1 ]

Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г.

[ сноска 2 ]

С принятием данного Закона слово «офшор» окончательно «обрусело» и потому пишется, как слово «офис» и другие подобные заимствованные слова, с одной буквой «ф».

[ сноска 3 ]

В проекте закона предлагалось использовать ставку 2/3.


 

№ 11 2007

просмотров 4166