Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 22 января 2018

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Статьи

Поиск решения

Расходы на аудит при подготовке отчетности по МСФО

Расходы на аудит при подготовке отчетности по МСФО

Существует ли риск спора с налоговыми органами о праве налогоплательщика учитывать при налогообложении прибыли расходы на аудит при подготовке финансовой отчетности по МСФО?

А.С. Марков, В.Г. Архипов,
юристы, юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Существует ли риск спора с налоговыми органами о праве налогоплательщика учитывать при налогообложении прибыли расходы на аудит при подготовке финансовой отчетности по МСФО?

НК РФ предусматривает право налогоплательщика учитывать при налогообложении прибыли расходы на аудиторские и информационно-консультационные услуги

В течение 2004—2005 годов Общество несло расходы на аудиторские и информационно-консультационные услуги по подготовке и подтверждению финансовой отчетности по МСФО.

Действующее законодательство не предусматривает обязательной подготовки Обществом отчетности по МСФО. Поэтому существует риск исключения налоговыми органами рассматриваемых затрат из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Объясняется это тем, что государственные органы в своих разъяснениях оценивают правомерность признания аналогичных затрат исходя из того, обязательно составление отчетности по МСФО для налогоплательщика или нет. Так, в письме Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/357 указано, что «расходы на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщиков, в отношении которых установлена обязанность представлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО. <...> налогоплательщики, в отношении которых такой обязанности не установлено, расходы по проведению аудита по МСФО для целей налогообложения прибыли не учитывают».

Следует иметь в виду, что для всех организаций услуги по аудиту и составлению бухгалтерской отчетности могут быть включены в расходы, уменьшающие полученные доходы, только в том случае, если данные расходы соответствуют требованиям инструкций о порядке заполнения форм годовой отчетности, утверждаемых Минфином России. Организации, для которых такими инструкциями не предусмотрено составление бухгалтерской отчетности исходя из требований МСФО, могут составлять бухгалтерскую отчетность по МСФО в инициативном порядке. При этом затраты на оплату услуг по аудиту и составлению такой отчетности не учитываются в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на информационные услуги (подп. 14), на консультационные и иные аналогичные услуги (подп. 15), на аудиторские услуги (подп. 17), а также на услуги по ведению бухгалтерского учета (подп. 36).

Таким образом, глава 25 НК РФ прямо предусматривает право налогоплательщика учитывать при налогообложении прибыли расходы, аналогичные рассматриваемым. При этом должны соблюдаться общие условия пункта 1 статьи 252 НК РФ о документальной подтвержденности расходов, их экономической оправданности и обусловленности целями получения доходов.

Российская система бухгалтерского учета не в полной мере соответствует международным стандартам

Этим обусловлена направленность принимаемых уполномоченными государственными органами актов на приведение действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами [ сноска 1 ] .

Из утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283 Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО следует, что целью реформирования является «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности». При этом в Программе указывается, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России.

Одна из основных задач бухгалтерского учета — формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Из представленных положений следует, что в настоящее время российская система бухгалтерского учета, не приведенная в соответствие с МСФО, не обеспечивает пользователей информацией, необходимой в рыночных условиях. Составление отчетности по международным стандартам обеспечивает аппарат управления полной и достоверной информацией, необходимой для ведения хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики и свободной экономической конкуренции.

Поэтому затраты налогоплательщика на составление отчетности по МСФО экономически оправданны и связаны с производственной деятельностью.

Арбитражная практика подтверждает возможность учета расходов на аудит по МСФО при налогообложении прибыли

То обстоятельство, что расходы на аудит по МСФО могут учитываться при налогообложении прибыли, если соблюдены общие условия отнесения их к расходам, подтверждается арбитражной практикой.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 26.12.2005 № КА-А40/12635-05 указал, что «ведение учета по международным стандартам позволяет налогоплательщику получать достоверную информацию об имуществе и обязательствах заявителя, что необходимо для квалифицированного управления». Суд пришел к выводу, что расходы на составление финансовой отчетности по международным стандартам отвечают требованиям статьи 252 НК РФ и могут учитываться при налогообложении прибыли.

К аналогичным выводам пришел и ФАС Уральского округа в Постановлении от 06.07.2005 № Ф09-2544/05-С7.

Наличие в организационной структуре Общества отдела отчетности по международным стандартам не препятствует признанию расходов на аудиторские и информационно-консультационные услуги по подготовке и подтверждению финансовой отчетности по МСФО.

Глава 25 НК РФ не содержит каких-либо ограничений и исключений по отнесению рассматриваемых затрат на расходы в зависимости от наличия у налогоплательщика соответствующих отделов и специалистов. Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суды.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 20.04.2005 № КА-А40/2944-05 указано, что «налоговым законодательством не предусмотрено, что затраты... по договорам со сторонними организациями могут включаться в состав расходов только в том случае, если налогоплательщик не имеет в своем штате соответствующих сотрудников (структурной единицы)».

Такие же выводы сделаны ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.10.2005 № А66-12629/2004.

Исходя из приведенных выше доводов, а также с учетом арбитражной практики вероятность положительного разрешения спора с налоговыми органами по рассматриваемым расходам можно оценивать как высокую. Представляется целесообразным оформление дополнительных документов, подкрепляющих позицию Общества.

Так, желательно внутренним документом (например, служебной запиской начальника соответствующего отдела) обосновать необходимость проведения аудита по МСФО для обеспечения пользователей достоверной информацией.

Можно обосновать привлечение сторонней организации при наличии у Общества отдела отчетности по международным стандартам, оформив соответствующую внутреннюю документацию (служебную записку или положение об отделе). Из документов должно следовать, что оказываемые сторонней организацией услуги не тождественны функциям отдела Общества. В случае же оказания услуг, аналогичных функциям отдела, желательно пояснить, почему работы не могут быть выполнены сотрудниками Общества (например, отсутствие в текущий момент достаточных ресурсов, необходимость проверки деятельности отдела Общества и т. п.).



[ сноска 1 ] На это, в частности, ориентируют распоряжение Правительства РФ от 21.03.98 № 382-р «О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами»; приказ Минфина России от 01.07.2004 № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу».

 

№ 10 2006

просмотров 3562