Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Надежно запрятано

12, Февраля 2012
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
 
Офшорная тема получила громкую политическую огласку. Поводом для жестких начальственных заявлений послужили не уклонения от налогов, а широкое использование офшоров для разворовывания активов госкомпаний и создания коррупционных схем. Благодаря закрытости данных о структуре собственности, реальных акционерах и бенефициарах создаются идеальные условия для такой практики. Даже главным органом по борьбе с офшорной практикой назначена не ФНС России, а Минэнерго России, поскольку основными грешниками определены именно энергетические компании. Какого эффекта можно ожидать от этой атаки?

Опыт зарубежных стран показывает, что антиофшорная стратегия допускает и узконаправленные действия. Их задача – продемонстрировать решимость и возможность властей добиваться реальных результатов. Яркий пример – атака правительства США на швейцарский банк USB, обвиненный в пособничестве американским налогоплательщикам в уклонении от налогов. Банку пришлось заплатить США штраф в сумме 780 млн долл. и раскрыть информацию о 4,5 тыс. своих клиентов-американцев. Но главное то, что правительство продемонстрировало наличие у него широкого спектра возможностей для получения информации, которую так хотели утаить граждане.

Следующий шаг стратегии – предложение «сделки»: в обмен на сотрудничество по раскрытию информации снижаются суммы штрафов и уклонисты освобождаются от уголовного преследования.

Причем предлагаемые правительством условия сделок становятся все более жесткими по мере того, как правительство демонстрирует успех новых антиофшорных атак, приведших к получению им ценных «разведывательных» данных.
В январе текущего года в США стартовала третья за последние годы кампания добровольного раскрытия офшорных активов. Первые две принесли бюджету более 4 млрд долл.

Отличие новой кампании – повышение размера «льготного» штрафа (до 27,5% от совокупного баланса на офшорных счетах за последние 8 налоговых лет вместо 25% по амнистии 2011 г.), а также обязанность указать банки и налоговых консультантов, способствовавших уходу от налогообложения.

Таким образом, отдельные атаки – такие как атака на энергетиков – разумное мероприятие, если, во-первых, дело будет доведено до конца и увенчается получением конкретной информации, пригодной для дальнейших юридических процедур. А во-вторых, если тут же будет сделан следующий шаг в направлении стратегической цели.

Пока же не сложилось впечатления, что кто-то реально руководит реализацией антиофшорной стратегии. Создание комиссии ad hoc во главе с Минэнерго России только подтверждает эти опасения.

Если цели, поставленные перед комиссией, не будут достигнуты и продемонстрированы обществу, это только вновь стимулирует офшорную практику, ибо покажет всем, что у российского правительства нет реальных путей для получения информации, скрытой в офшорах.