Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О налоговых маневрах

26, Апреля 2011
КОРОТКО О СОБЫТИИ

Событие:
Первое заседание экспертной группы Правительства РФ  по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г., направление «Налоговая политика»
18 февраля 2011 г., г. Москва, Центр международной торговли

Для сведения:
Решение об организации работы экспертных групп по доработке «Стратегии – 2020» принято Председателем Правительства РФ В.В. Путиным, утверждены перечень и руководители экспертных групп.

Состав экспертной группы «Налоговая политика» – представители бизнеса, органов власти и экспертных организаций – утвержден Первым заместителем Председателя Правительства РФ И.И. Шуваловым.

Информация о работе экспертных групп по обновлению «Стратегии – 2020» размещена на сайте: http://2020strategy.ru.
 

Руководитель экспертной группы, президент «Деловой России» А.С. Галушка обратил внимание на то, что за 20 лет экономических реформ России не удалось сократить отставание от развитых стран по такому ключевому показателю экономического развития, как производительность труда. Исправить ситуацию, по его мнению, можно, только кардинально улучшив инвестиционный климат и создав новые высокопроизводительные рабочие места.

Необходима такая структура налогов, при которой одновременно стимулируется экономический рост и обеспечивается исполнение обязательств. В этой связи необходим налоговый маневр – смещение нагрузки с производства на потребление. Налоговый маневр должен включать в себя уменьшение налогов, дестимулирующих экономическое развитие (социальные налоги), и повышение налогов, которые не оказывают влияния на экономическое развитие (акцизы на табак и алкоголь, налог на имущество физических лиц). Составной частью такого налогового маневра могла бы стать дифференциация НДПИ.

Управляющий директор «Деловой России» Н.А. Остарков заметил, что «никто, кроме нефтяников и „упрощенки“, сущест-вующие налоги полностью платить не в состоянии».

Проректор НИУ ВШЭ В.А. Самойленко предложил определиться с «табу»: можно ли обсуждать перспективы прогрессив-ного обложения доходов, социальные налоги, какова позиция правительства по изменениям в налогообложении нефтедобычи?

Соруководитель экспертной группы «Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития россий-ской экономики» Е.Т. Гурвич считает, что постановка налоговых задач должна идти в координации с «бюджетной группой».

Перед российской экономикой стоит задача сдвинуться от потребления к накоплению. Низкая норма накопления не позволяет поддерживать долгосрочный рост экономики. Наименее вредным для экономики налогом можно считать изъятие природной ренты. Потенциальный источник снижения налоговых ставок – это повышение собираемости налогов, и здесь нужно решать не чисто технические вопросы и вопросы администрирования, а проблемы взаимоотношений государства и налогоплательщиков. Необходимо вспомнить и о стимулирующей функции налогов.
Руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» В.М. Зарипов обратил внимание участников заседания на тревожные тенденции, свидетельствующие о закате налоговой реформы и об отказе от целей, поставленных 10 лет назад.

Тогда было принято решение стремиться к уменьшению ставок, расширению налоговой базы и включению всех налогов и сборов в единый документ – НК РФ. Теперь начался обратный процесс – декодификация налогов, введение новых платежей («скрытых налогов»), повышение размера налогов, опубликование налоговых законов в последние дни календарного года. Остаются нерешенными проблемы налогового администрирования – в результате номинально низкие ставки вырастают для инвесторов в полтора-два раза.

Начальник управления имущественных налогов ФНС России С.Л. Бондарчук подчеркнула, что «в налоговой системе России сохраняются перекосы. Нужно перенести налоговую нагрузку на тех граждан, которые имеют наиболее дорогую недвижимость». Налоговая служба планирует представить свои предложения по снижению ставки страховых взносов, взиманию НДПИ и увеличению акцизов.

Обсуждение возможных сценариев налоговой стратегии пройдет весной и летом 2011 г., в августе правительство планирует заслушать промежуточный доклад, а  в декабре – финальный.