Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Найдутся мухи – был бы мед!

26, Апреля 2011

С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук


В середине 90-х годов Конституционный Суд РФ прямо и недвусмысленно осудил попытки вводить налоги актами Правительства РФ и его структур, маскируя их под различные платежи и сборы. Но попытки обойти этот запрет происходят с завидной регулярностью.

Появилась информация о том, что правительство приняло решение разработать механизм отчислений с дохода, получаемого от проката и показа фильмов. Эти сборы должны послужить дополнительным источником развития отечественного кинематографа1.

Иными словами, предполагается взимать часть выручки от продажи билетов в кинотеатрах, прав на показ телефильмов и др.

Предлагаемые сборы отвечают всем правовым признакам целевых налогов – следовательно, вводиться они могут только федеральным законом. Однако и в этом случае у этих сборов сохранится существенный изъян: по сути, предлагается ввести налог на оборот от проката, показа и других видов использования фильмов.

Оборотными налогами пестрела налоговая система России начала 90-х годов. Было признано их губительное воздействие на экономику. Обилие оборотных налогов – признак неразвитой налоговой системы. Их искоренение было одним из основных пунктов повестки налоговой реформы.

Среди последних налоговых новаций – введение «налога на копирование»2, предложение о взимании платежей в дорожный фонд с большегрузных автомобилей3, а также платежей на развитие ЖКХ4.

Активное продвижение по пути устанавливаемых Правительством РФ целевых налогов и сборов быстро приведет к дегра-дации понятной и четкой налоговой системы, привлекательной для инвесторов. Правовое регулирование при этом становится крайне неопределенным, поскольку на такие платежи не распространяются положения части первой НК РФ, цементирующие всю систему налогообложения.

Средства, взимаемые в счет уплаты подобных сборов с применением сомнительных административных механизмов, рассредоточены по различным фондам, не всегда прозрачным для бюджетного контроля, что создает комфортную ситуацию для казнокрадства.

Всегда найдутся желающие попробовать на прочность конституционный порядок налогообложения. Высокие стандарты налоготворчества, которые были подтверждены Конституционным Судом РФ 10-15 лет тому назад, требуют постоянной охраны и внимания. Но установленный порядок не будет сохраняться сам собой – только общими усилиями налоговедов можно противостоять авторитарным тенденциям в налогообложении.


1 См.: За счет чужого успеха // Ведомости. 28.02.2011. № 34 (2800). С. 7.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

3 См.: законопроект № 468534‑5 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принят Госдумой в первом чтении 08.02.2011.

4 См.: Коммунальные платежи // Ведомости. 24.05.2010. № 92 (260). С. 3.