Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 27 июня 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Статьи

Профессиональная жизнь

Возбуждение уголовных дел за налоговые преступления: законодательство и практика 2009–2016 годов

Согласно вступившим в силу 6 декабря 2011 г. поправкам в ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении стали только материалы налоговых проверок. За органами внутренних дел, по сути, была сохранена лишь функция по раскрытию этих преступлений.

Новелла сказалась на показателях и эффективности работы правоохранительных органов. 

Так, количество выявленных преступлений с 2011 г. снизилось на 30% (см. рис. 1), а лиц, их совершивших, стало в 2012 г. 3496 вместо 3980 в 2011 г.

По отношению к 2011 г. удельный вес зарегистрированных преступлений уменьшился на 28,5% (см. рис. 2).

Такое положение не могло остаться без реакции власти. В итоге был принят Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в котором так называемый налоговый повод исключен из поводов для возбуждения уголовного дела.

Рассматриваемые показатели после этого события существенно изменились. По отношению, например, к 2013 г. количество зарегистрированных налоговых преступлений в 2016 г. увеличилось на 25,7%. При этом увеличение зарегистрированных преступлений привело к росту нераскрытых и снижению числа расследованных преступлений соответственно в 3 и 1,2 раза2. Изменения в динамике зарегистрированных налоговых преступлений характерны и для отдельных из них (см. рис. 3).


1 Благодарим Л.Е. Гришко, доцента кафедры уголовного процесса и криминалистики Академии ФСИН России, канд. юрид. наук, за предоставленные данные и помощь в подготовке материала.
2 URL: http://crimestat.ru/analytics.

№6 2017

просмотров 46