Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 23 сентября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Статьи

Зарубежный опыт

Администрирование крупнейших налогоплательщиков: опыт стран ОЭСР*

Р.Р. Вахитов, эксперт Международного бюро
фискальной документации (IBFD)

Специализированный учет крупнейших налогоплательщиков отвечает современным тенденциям развития налогового контроля.

 

Крупнейшие налогоплательщики отличаются размерами своего капитала и связанными с этим возможностями, в силу чего налоговые службы различных стран создают специальные подразделения для работы с ними. В обзоре налогового администрирования в ОЭСР, опубликованного в октябре 2004 года [ сноска 1 ] , указано, что создание таких подразделений становится общей тенденцией. Из числа стран — членов этой организации почти две трети имеют подразделения по работе с крупнейшими налогоплательщиками.

Почему необходимы специальные подразделения налоговых органов для контроля крупнейших налогоплательщиков

Необходимость создания таких подразделений состоит в следующем:

•структурные подразделения компаний диверсифицированы функционально и удалены географически;

•сочетание различных бизнесов или наличие транзакций, зачастую вызывающих сложности и новые подходы в интерпретации закона;

•значительный объем офшорных транзакций, в том числе с взаимозависимыми лицами;

•большие объемы транзакций в рамках обычных бизнес-процессов;

•использование сложных финансовых схем;

•привлечение профессиональных налоговых консультантов для уменьшения налоговых платежей.

Таким образом, налогоплательщики, ответственные за основную массу платежей, составляют наиболее серьезную «группу риска» для эффективного налогового администрирования.

С целью минимизации риска, особенно в условиях переходных экономик, когда отлаженной системы налогового администрирования просто не существует, страны создают специальные подразделения, чтобы администрировать как минимум самых «прибыльных» с точки зрения соотношения затрат с результатами налогоплательщиков. На такие подразделения возлагаются функции не только контроля, но и регистрации налогоплательщиков, взыскания налогов, мониторинга, проверки документации и т. п. Такой подход эффективен согласно выводам коллектива экспертов, занимавшихся анализом подобных ситуаций в рамках проекта МВФ, результаты которого были опубликованы в 2002 году [ сноска 2 ] .

В документе ОЭСР отмечается, что структура таких подразделений значительно эволюционировала за последние 20—30 лет (МВФ начал рекомендовать создание таких подразделений в начале 80-х годов XX века). Изначально страны создавали подразделения, ориентированные на конкретные налоги. Однако это оказалось не очень удачным решением.

Причиной тому многочисленные недостатки такой модели, к которым можно отнести:

•дублирование функций внутри налоговой администрации;

•соответствующая этому дублированию неэффективная трата средств и времени налогоплательщиков;

•увеличение риска расхождений в процедурах работы по различным налогам между службами в рамках подразделения;

•снижение мобильности специализированных на одном налоге сотрудников налоговых администраций;

•усложнение общего контроля и координации различных служб внутри налоговой администрации.

От линейных моделей, ориентированных на конкурентные налоги, страны перешли к функциональным моделям (регистрация, обработка информации, аудит, сбор налога, работа с апелляциями и т. п.). Данная модель облегчает стандартизацию работы различных служб и процесс взаимодействия с налогоплательщиком. Однако универсализацию нельзя признать идеальным решением — необходим баланс со специализацией контроля.

Опубликованный в 2002 году доклад МВФ выделяет следующие критерии, которым должно соответствовать подразделение по работе с крупнейшими налогоплательщиками:

•проработанная правовая база деятельности;

•четкие и простые критерии отбора крупнейших налогоплательщиков;

•стандартизованные и прозрачные процессы работы;

•администрирование в одном подразделении всех крупнейших налогоплательщиков;

•администрирование всех налогов, кроме местных;

•выполнение наиболее важных административных функций;

•контроль и отчетность перед головным офисом налоговой администрации;

•достойная оценка работы и достойное вознаграждение сотрудников подразделения, в том числе с целью уменьшения риска коррупции;

•действенная система подготовки и усовершенствования квалификации сотрудников подразделения;

•выработка и использование системы оценки эффективности работы подразделения.

К числу современных тенденций можно отнести специализацию налогоплательщиков по отдельным группам, что можно проиллюстрировать на примере структуры подразделения по работе с крупнейшими налогоплательщиками налоговой администрации Нидерландов.

Так решают проблему в Нидерландах

В Нидерландах подразделение по работе с крупнейшими налогоплательщиками — одно из самых малых по количеству персонала, хотя их «клиенты» приносят казне около 70% собираемых налогов. Слово «клиенты» отчасти отражает суть задач подразделения — в силу размеров страны и международного характера бизнеса крупнейшие налогоплательщики могут легко переместить свою штаб-квартиру в одну из соседних стран. И наоборот, благоприятные взаимоотношения с налоговыми органами могут стать причиной перевода штаб-квартиры из соседней страны в Нидерланды.

Действия налоговой администрации имеют большое значение для таких решений, и миссия подразделения по работе с крупнейшими налогоплательщиками может быть выражена словами: «Нидерланды — страна, где вам стоит быть». Подразделение всегда открыто для предварительных обсуждений проблем налогоплательщика и консультаций.

В соответствии с требованиями крупнейших налогоплательщиков для этого подразделения характерны оперативность, определенность налоговых последствий, продуманность действий, обоснованность выносимых решений.

Критерии отнесения компаний к крупнейшим налогоплательщикам включают:

•количество персонала;

•размеры оборота;

•количество имущества.

Подразделение имеет несколько местных офисов. Например, банки и страховые компании относятся к амстердамскому офису подразделения. Компании, связанные с нефтью и газом, приписаны к гаагскому офису. Так называемые advance rulings, то есть предварительные заключения, де-факто соглашения между налоговым органом и налогоплательщиком по тем или иным вопросам на определенный срок, выпускаются роттердамским офисом. Кроме того, каждый локальный офис функционирует и как пункт первого контакта с потенциальным налогоплательщиком, не имеющим еще присутствия в Нидерландах.

Налогоплательщики классифицируются по категориям:

1-я категория — 200 крупнейших;

2-я категория — с 201 по 600 крупнейших;

3-я категория — компании, подпадающие под определение крупнейших, — около 12 тыс.

Таким образом, подразделение не сконцентрировано в одном месте, а имеет территориальные отделения в различных частях страны, хотя их специализация является функциональной, а не географической. Подразделение в целом выполняет роль персонального менеджера в отношениях клиента-налогоплательщика с «продавцом» юрисдикционной принадлежности, то есть с государством [ сноска 3 ] .

 

© 2005, International Bureau of Fiscal Documentation. — Воспроизведено с разрешения Международного Бюро Фискальной Документации.

 


[ сноска 1 ] См.: http://www.oecd.org/dataoecd/28/2/33866659.pdf, доступно по состоянию на 31 марта 2005 года.

 

[ сноска 2 ] См.: Improving Large Taxpayers’ Compliance: A Review of Country Experiences’. — IMF Fiscal Affairs Department, 2002.

 

[ сноска 3 ] См.: M. Alink, V. van Kommer, The Dutch Approach. Description of the Dutch Tax and Customs Administration — IBFD, 2003.

 

 

№ 5 2005

просмотров 4486