Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

«Русский мытарь» сообщает

30, Октября 2007

Мы продолжаем наше сотрудничество с журналом «Русский мытарь» в лице его главного редактора И. Хаменушко

В Москве состоялось торжественное открытие международного художественного фестиваля «TAX ART XXI».

Конкурсанты представили работы в области современной живописи, скульптуры, музыки, литературы и кино. Единственным критерием отбора участников была связь произведения с налогами. «Мы принципиально поставили во главу угла налоговую составляющую работ, а не их художественную ценность. Идея Арт-налога как культурного мессиджа эпохи состоит в том, чтобы выделить в искусстве ту объективную величину, которая делает искусство вечным. Представления о художественных достоинствах произведения субъективны и изменчивы, а налоговая составляющая символизирует именно тот элемент вечности, который отличает подлинно великое от сиюминутного», — поделился своими соображениями шеф-директор фестиваля Фрол Телятин.

В состав жюри вошли выдающиеся творческие работники, широко известные общественности и специалистам-искусствоведам. «Именно поэтому мы в этом году впервые пошли на беспрецедентный шаг и не будем разглашать имен членов жюри», — поясняет Фрол.

Перечень номинаций конкурсной программы фестиваля ожидаем и предсказуем исходя из опыта предыдущих лет, хотя фестиваль и проводится впервые.

Начнем с живописи, номинация «Лучшее музыкальное произведение о налогах». Не удивляйтесь, что оно пройдет по разряду живописи. «Ноты есть род художества, мы хотим выбрать такую картину, которая отражала бы музыкальную составляющую налогообложения, его ритмичность, четкость, регулярный характер и гармонию мировой налоговой системы», — говорит г-н Телятин.

Выставленные картины участников демонстрируют самые современные направления живописи и в самом деле укладываются в заявленную концепцию. Так, наши корреспонденты сочли вполне музыкальной картину «Казаки гармонизируют европейское законодательство об НДС» Саввы Забурейского. Недурно и полотно украинского художника Миколы Карпорецького «Налоговый инспектор с бандурою».

Но в призеры прочат картину, приписываемую некоему К. Малевичу с лаконичным названием «Офшор». Картина представлена на выставку при посредстве двенадцати венчурных фондов, действующих в интересах гибралтарского траста, якобы учрежденного группой неизвестных предпринимателей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Представляет она собой изображение черного квадрата.

«Новизной картины заворожено большинство членов жюри. Бессмысленно скрывать, что их предпочтения практически определились, — считает Зинаида Муссова, старший искусствовед II ранга. — Мы усматриваем наличие музыки даже не в самой этой картине, а в способе, каким она попала на фестиваль. Мы эту музыку хорошо знаем!»

На этом фоне вызывающая легкую тошноту инсталляция «Рождение дохода из духа музыки» (человек в неестественной позе, заполняющий декларацию, почему-то придавленный роялем), уверены, не имеет шансов на победу. Такое искусство нам чуждо.

К скульптуре организаторы подошли более традиционно. Нет, разумеется, никаких статуй, рельефов и барельефов вы не встретите. Лозунг этой части конкурсной программы «Скульптура — ожившее кино». Соответственно, представлены только фильмы «как продолжение пластики другими средствами» (цитата из фестивального буклета).

В конкурсном показе участвуют 893 фильма из 210 стран мира, и смотреть их никто не будет. «Мы постарались сделать нашим зрителям и участникам сюрприз, лишив возможности насладиться фестивальными фильмами как можно большее количество людей. В идеале их не увидит никто, в том числе и жюри. Это художественный проект, и его цель — выразить принцип равенства налогообложения скупыми средствами современного кинематографа», — прокомментировал ситуацию Фрол Телятин. Призер в этой номинации будет определен с помощью лохотрона, а вне конкурса покажут картину нашего знаменитого соотечественника, по налоговым соображениям работающего в Люксембурге, Михаила Фигоффа «Пирочи». Фильм рассказывает о трагическом периоде в истории индейского племени пирочи, которое вело в VIII веке неравную борьбу с завоевателями-янки за сохранение самобытной национальной налоговой системы на территории Рязанской губернии.

Теперь та область, в которой мы все мним себя специалистами, — литература. К немалому облегчению наших корреспондентов организаторы не стали устраивать новомодных затей, открыто подменяя литературу чем-то иным. Обыгрывая известный фразеологизм «проглотить книгу», они поступили консервативно, отдав эту часть программы рестораторам и кулинарам.

Правда, вопрос о том, относить ли представленные работы к литературе, после ознакомления с творениями конкурсантов остался. В том смысле, что многие блюда имели отчетливый литературный привкус, а именно были абсолютно несъедобны.

В числе фаворитов конкурса — представитель средиземноморской кулинарной школы, шеф-повар ресторана «Коллаборацциони» Николаус Ставриди. По единодушному мнению специалистов, представленный им проект — моно-сосиска «Вычет» — представляет собой редкое для кулинара проникновение в суть налоговых правоотношений. Смысл арт-проекта состоит в том, что специальная сосиска предоставляется человеку только один раз, при наличии документов, подтверждающих затраты на приобретение жилья. Из этих же документов она и изготавливается. Факт ее поглощения фиксируется в базе данных, чтобы избежать попыток повторного получения лакомства. Г-н Ставриди не скрывает, что на создание шедевра его подвигло ознакомление с российским налоговым кодексом. «Я понял, как сделать блюдо действительно желанным. Оно должно быть недоступно, продаваться выборочно, оставаться с человеком на всю жизнь», — сообщает г-н Ставриди в распространенном среди гостей пресс-релизе.

И, так сказать, на сладкое — поэзия. Девиз конкурса «Поэзия — проза патриотизма». На конкурс отобраны прозаические произведения, повествующие о любви к Родине в налоговой сфере. В победители прочат повесть «Налоги длинною в жизнь» Сергея Гулевого, отличающуюся концептуальностью формы. Автор описывает эпизод из жизни простого труженика, маленького человека, передавая его эмоции и чувства внешне казенными, но проникнутыми «скрытой теплотой патриотизма» (цитата из пресс-релиза) строками уточненных налоговых деклараций.

Вне конкурса представлены сборники сатирических произведений — писем и разъяснений по налоговым вопросам. Читая их, испытываешь двойственное чувство. Сколько же еще хапуг, стяжателей, дельцов от бизнеса и любителей легкой наживы стремятся нагреть руки на горе народном!

Итак, фестиваль в разгаре. Ознакомление с ним позволяет с уверенностью утверждать, что современное искусство, вопреки мнению скептиков, не деградировало и не находится в упадке. Ищите его в неожиданных местах, и наградой за терпение вам будет чудо. Вы увидите взаимопревращение вещей этого мира, что, несомненно, свидетельствует о единой субстанциональной и духовной основе всего сущего.