Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 24 июня 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Статьи

Школа трансфертного ценообразования

Обратите внимание: уведомление о контролируемой сделке

В.Г. Акимова,
партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп»
 
Законодатель обязывает налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершении им контролируемых сделок и представлять подтверждающую документацию1.

ФНС России утвердила форму и порядок заполнения уведомления о контролируемой сделке. Это первый документ, который дает конкретное практическое представление о том, как налоговый орган понимает закон и как он намерен его применять. Есть основания полагать, что налоговые органы уже пытаются расширить свои полномочия по сравнению с установленными НК РФ и настоять на представлении налогоплательщиками информации в большем объеме, чем требует закон. Именно об этом рассуждают авторы статьи – И. Штукмастер и А. Разгильдеев.

ФНС России в своем письме дала рекомендации налогоплательщикам по содержанию необходимой документации и по процедуре ее представления (конкретных этапов ее подготовки). Содержание рекомендаций, с одной стороны, позволяет уяснить текущие подходы ФНС России к законодательству о трансфертном ценообразовании и ориентирует налогоплательщиков на то, каким образом оно будет применяться налоговыми органами на практике. С другой стороны, не являясь обязательным к применению, это письмо, тем не менее, способно оказать существенную методологическую поддержку тем налогоплательщикам, которые самостоятельно разрабатывают эту документацию. Такой вывод делает автор второй статьи – В. Воинов.

1 См.: Кузнецов А.Б. Представление уведомления и документации по контролируемым сделкам // Налоговед. 2012. № 10. С. 41.
 

К.Ю. Литвинова,
ведущий юрист «Пепеляев Групп»

Автор статьи подробно рассматривает форму уведомления о контролируемых сделках и предлагаемый ФНС России порядок ее заполнения, анализируя изменения, внесенные в ранее опубликованный на сайте налоговой службы проект указанного уведомления

Обязанность налогоплательщика подавать по окончании календарного года уведомления о контролируемых сделках, совершенных в этом году, а также содержание такого уведомления закреплены в статье 105.16 НК РФ. При этом в пункте 2 этой статьи указано, что форма уведомления и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России. Во исполнение этой нормы ФНС России издала Приказ1, которым утверждены:

  • форма уведомления о контролируемых сделках;
  • формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме;
  • порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках;
  • порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме.

Анализ содержания уведомления

Утвержденная форма уведомления о контролируемых сделках2 претерпела определенные изменения по сравнению с первоначальным проектом данного уведомления, который был размещен на сайте ФНС России 21 февраля 2012 г.

Добровольность заполнения полей с информацией, не предусмотренной НК РФ. Изменения первоначального проекта уведомления были вызваны оживленной дискуссией вокруг первоначально предложенного варианта, обязывающего вносить в уведомление информацию, не предусмотренную положениями статьи 105.16 НК РФ. Из состава обязательных для заполнения полей были исключены поля, раскрывающие:

  • основание взаимозависимости сторон контролируемой сделки;
  • метод ценообразования, использованный налогоплательщиком, в том числе при осуществлении самостоятельной корректировки, или комбинация методов;
  • источники информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий контролируемых сделок с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Заполнение соответствующих полей теперь носит добровольный характер и оставлено на усмотрение налогоплательщика.

Суммирование количества товаров по различным поставкам. Это изменение, также положительное для налогоплательщиков, коснулось возможности суммирования количества товаров по различным поставкам и заполнения одного листа раздела 1Б «Сведения о предмете сделки» в отношении сделок, «предусматривающих непрерывные долгосрочные поставки в адрес одного и того же покупателя… при неизменности условий поставок и иных показателей, отражаемых в пунктах 030–110 и 130 раздела 1Б уведомления».

Вместе с тем приведенная норма не спасает, например, поставщиков, отгружающих один и тот же товар покупателю со складов, расположенных в различных населенных пунктах, или на склады покупателя, находящиеся в различных населенных пунктах, даже если они находятся в одном регионе. Это обусловлено тем, что суммирование прекращается при изменении хотя бы одного из вышеуказанных показателей, к которым в том числе относятся места отправки (погрузки) и доставки (разгрузки) товара.

Детализация информации о предмете контролируемой сделки. Необходимость детального отражения налогоплательщиком в уведомлении информации о предмете контролируемой сделки сохранилась на том же уровне, который был предложен в проекте. Форма уведомления требует от налогоплательщика указания соответствующего кода вида товара по ТН ВЭД3 (при осуществлении внешнеторговых сделок с товарами) или по ОКП4 (если сделка с товаром не относится к внешнеторговым), а также вида деятельности по ОКВЭД5 при оказании услуг / выполнении работ.

Помимо этого, в отношении товарных сделок налогоплательщик должен указать в уведомлении значительный перечень не предусмотренных НК РФ сведений о конкретных условиях сделки, в том числе:

  • код страны происхождения товара;
  • место отправки (погрузки) и место доставки (разгрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (наименование населенных пунктов);
  • код условия поставки, соответствующий термину Инкотермс, используемому при совершении сделки.

Такая детализация, по нашему мнению, объясняется желанием ФНС России в максимально короткие сроки после совершения налогоплательщиками контролируемых сделок получать в структурированной форме и аккумулировать максимум информации для последующего принятия решения о проведении налоговых проверок.

В связи с введением нового регулирования трансфертного ценообразования в структуре ФНС России появился новый специализированный орган – Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения6 (МИ ФНС России по ценам). Основные задачи этой инспекции – прием, обработка, хранение и анализ информации о контролируемых сделках, автоматизированная обработка и ввод получаемой информации в базы данных. Очевидно, что представление налогоплательщиками на стадии подачи уведомлений о контролируемых сделках максимально подробных данных о совершенных ими сделках существенно облегчит стоящую перед налоговыми органами задачу получения и анализа соответствующей информации без необходимости исследования и обработки первичных документов.

Сложно сказать, насколько такое расширение перечня сведений, подлежащих отражению в уведомлении о конт-ролируемых сделках, по сравнению с закрепленным в статье 105.16 НК РФ, может быть оправдано благим намерением ФНС России минимизировать последующее истребование у налогоплательщика «недостающей» информации.

Учитывая, что в административных правоотношениях, к которым относятся отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, стороны изначально находятся в неравном положении, гораздо более верным представляется определение четкого перечня сведений о контролируемой сделке, подлежащих отражению в уведомлении, непосредственно в НК РФ. Такой порядок регулирования позволит исключить возникновение споров между налоговыми органами и теми налогоплательщиками, которые решат при заполнении уведомления о контролируемых сделках ограничиться раскрытием только той информации, перечень которой прямо закреплен в пункте 3 статьи 105.16 НК РФ.

Допустимость определения понятий на уровне подзаконного акта

Еще сложнее ответить на вопрос о допустимости определения на уровне подзаконного акта – Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (далее – Порядок) понятий «место» и «дата» совершения контролируемой сделки.

Например, место оказания услуг, определенное в соответствии с вышеприведенным Порядком, может отличаться от места реализации услуг, как оно определено в статье 148 НК РФ.

МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛКИ
(п. 5.13 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках)

Местом совершения сделки признается:

- при совершении сделки с товарами – населенный пункт, в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс (если данные термины используются участниками сделки). Если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар;

- при выполнении работ – местонахождение результатов работ, имеющих материальное выражение;

- при оказании услуг – место потребления результатов услуг.
 

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 105.5 НК РФ при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки «учитываются характеристики рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки». Таким образом, определение места совершения сделки неразрывно связано с определением рынка товаров (работ, услуг) и, соответственно, влияет на практические аспекты применения методов ценообразования в целях установления соответствия цены по контролируемой сделке рыночным ценам.

Схожий вопрос возникает и в отношении подлежащей указанию в уведомлении даты совершения контролируемой сделки.

Согласно пункту 9 статьи 105.14 НК РФ, для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ. При этом датой совершения сделки, подлежащей указанию в уведомлении о контролируемых сделках в соответствии с пунктом 5.19 Порядка, является «дата признания актива в бухгалтерском учете»7.

Налицо возможное противоречие между приведенными нормами, если момент признания дохода, установленный в статьях 271, 273 НК РФ, не будет соответствовать дате признания актива в бухгалтерском учете.

Учитывая данные обстоятельства, порядок определения места и даты совершения сделки для целей налогообложения должен быть предусмотрен в нормах Налогового кодекса РФ, но не в подзаконном акте, каким является Приказ ФНС России.

***

На сегодняшний день у налогоплательщиков сохраняется возможность подачи уведомления о контролируемых сделках на бумажном носителе (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Вместе с тем по информации, озвучиваемой представителями ФНС России на семинарах и конференциях, посвященных вопросам трансфертного ценообразования, подготовленный пакет поправок в раздел V.1 НК РФ, планируемый к внесению в Государственную Думу ФС РФ этой осенью, такую возможность исключает.

В случае принятия данных поправок уведомление о контролируемых сделках будет представляться налогоплательщиками в налоговый орган только в электронном виде.


1 См.: Приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. На момент подготовки настоящей статьи документ официально опубликован не был.
2 См.: приложение № 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.
3 Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
4 Общероссийский классификатор продукции.
5 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
6 См.: Приказ Минфина России от 05.04.2012 № 43н.
7 В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.

 

№11 2012

просмотров 8089