Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 20 октября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Статьи

Школа трансфертного ценообразования

«Блеск и нищета» симметричной корректировки

В.М. Зарипов,
руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп»
 

Наш журнал всегда уделял большое внимание совершенствованию налогового администрирования трансфертного ценообразования. В недавних поправках1 в НК РФ отражен ряд предложений авторов журнала2. Но и новые правила требуют доработки

Назначение симметричных корректировок

Налоговое администрирование трансфертного ценообразования – это, по сути, особый контроль за ценами в группе компаний.

В переводе с латинского слово «трансферт» означает «перенос, перемещение». Трансфертное ценообразование предполагает перемещение финансов от одной компании к другой путем завышения или занижения цен по сравнению с рыночными. Само по себе трансфертное ценообразование не влечет негативных последствий для государства. Бюджетные потери (налоговая экономия для налогоплательщика) возникают лишь в случае манипулирования ценами в сделках с контрагентами, находящимися в более благоприятных  условиях налогообложения.

«Закон сохранения налога в группе компаний», открытый Высшим Арбитражным Судом РФ при рассмотрении дел ОАО «Нефтегазовая компания „РуссНефть“»3, гласит: «Если где-то что-то убыло, то в другом месте это что-то прибыло. И если не доказано, что налог не уплачен там, где прибыло, нельзя утверждать, что есть налоговая выгода. Скорее, речь идет о перераспределении финансовых потоков между компаниями, входящими в одну группу»4. Иными словами, если несмотря на перераспределение финансов налоги уплачены в том же размере, что были бы уплачены и без такового, то потерь бюджета нет, как нет и оснований для дополнительного взимания налога.

Между тем основанием для доначисления налогов при налоговом контроле трансфертного ценообразования во всем мире служит не факт образования «дыры» в бюджете применительно к системе сделок, а всего лишь подтвержденное отклонение цены одной конкретной сделки от рыночной цены, поскольку налоговая проверка проводится лишь у одной из сторон сделки.

В результате не исключено двойное налогообложение одних и тех же хозяйственных операций. Собственно, так и происходило при применении налоговыми органами статьи 40 НК РФ, которая не содержит требования и механизма пересчета налоговых обязательств контрагентов налогоплательщика. Взысканные при двойном обложении одной и той же экономической выгоды налоги не имеют экономического основания, что нарушает нормы пункта 3 статьи 3 НК РФ, согласно которому налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Исправить ситуацию призван институт симметричных корректировок, введенный статьей 105.18 НК РФ с 1 января 2012 г. для сделок внутри страны5. В соответствии с пунктом 1 этой статьи контрагент вправе использовать при исчислении «своих» налогов цены, на основе которых налоговый орган произвел налогоплательщику корректировку налоговой базы и суммы налога.

Таким образом, симметричные корректировки позволяют избежать двойного налогообложения экономических результатов одной и той же сделки и добиться первоначальной цели налогового администрирования трансфертного ценообразования.

Симметричные корректировки также способствуют достижению баланса публичных и частных интересов, ведь в противном случае происходило бы неосновательное обогащение государства.

С точки зрения федеративного устройства страны и межбюджетных отношений симметричная корректировка дает возможность обеспечить обратное перемещение налоговой базы и налогов из одного региона в другой, не заставляя группу компаний платить налоги в бюджеты обоих регионов.

Важно отметить, что симметричная корректировка выступает сдерживающим фактором для налоговых органов, поскольку нет смысла пересматривать цены сделок, если поступления в бюджетную систему в целом не изменятся или не требуется перемещение налоговых поступлений из одного бюджета в другой.

Проблемы применения симметричных корректировок

НДС без вычетов – это налог с оборота, а не НДС. Отсутствие простого и надежного механизма симметричных корректировок способно превратить работу налоговых органов по проверке договорных цен в действия, не имеющие ничего общего с налоговым администрированием трансфертного ценообразования.

Эффективному применению норм о симметричных корректировках препятствует ряд проблем. Остановимся на ключевых из них.

  1. Пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов в случае применения цен, не соответствующих рыночным, если такое несоответствие повлекло занижение налогов. Однако симметричная корректировка возможна только при доначислении налога по итогам налоговой проверки (п. 1 ст. 105.18 НК РФ). Следовательно, если налогоплательщик добровольно корректирует налоговую базу и суммы налогов, его контрагент не вправе произвести корректировку. В итоге возникает банальное двойное обложение результатов сделки, противоречащее пункту 3 статьи 3 НК РФ.
     
  2. Из пункта 1 статьи 105.18 НК РФ следует, что правом на симметричную корректировку обладают исключительно российские организации – налогоплательщики. В то же время постоянные представительства иностранных организаций, состоящие на учете в налоговых органах в РФ и являющиеся плательщиками налогов по российскому законодательству, не наделены правом на симметричную корректировку, что приводит к двойному обложению результатов сделок внутри страны.
     
  3. Для проведения симметричных корректировок установлен разрешительный порядок – на основе уведомлений, выдаваемых налоговыми органами, поэтому процедура выдачи уведомления имеет особое значение.В течение месяца с момента возникновения права на симметричную корректировку налоговый орган обязан выдать налогоплательщику-контрагенту уведомление. При этом неясно, что считается моментом возникновения такого права. Было бы правильнее исчислять срок с момента уплаты налогоплательщиком недоимки.

    В Налоговом кодексе РФ говорится как об увеличении до шести месяцев срока выдачи налоговым органом уведомления о возможности симметричной корректировки в случае судебного обжалования налогоплательщиком решения о доначислении налога, так и о приостановлении указанного срока до вступления в силу соответствующего судебного акта (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 105.18 НК РФ). Коллизия норм влечет за собой неясность в исчислении сроков, которая способна привести к значительной задержке выдачи уведомления о праве на симметричную корректировку.

    Кроме того, не предусмотрена ответственность за просрочку выдачи налоговым органом уведомлений (к примеру, в виде процентов), что также может вызвать задержку их выдачи.
     
  4. Согласно Налоговому кодексу РФ за просрочку уплаты налога налогоплательщику начисляются пени, однако за пользование государством денежными средствами контрагента в течение того же срока проценты не выплачиваются. В результате для группы компаний пени приобретают не компенсационный, а штрафной характер. Выдача уведомления должна порождать право контрагента не только на возврат налога, но и на получение соответствующих процентов.
     
  5. В некоторых ситуациях симметричная корректировка осложнена или невозможна – например, если применен метод сопоставимой рентабельности или метод распределения прибыли (поскольку «правильная» цена сделки не определяется), если контрагент не является плательщиком НДС или освобожден от его уплаты.
ПО ИНФОРМАЦИИ ЗАММИНИСТРА ФИНАНСОВ РОССИИ С.Д. ШАТАЛОВА

Подготовлен законопроект, которым вносятся поправки в статьи НК РФ о трансфертном ценообразовании. Одна из них – предоставить контрагентам право на симметричные корректировки при добровольной корректировке налоговой базы налогоплательщиком
(см.: http://www.nalogoved.ru).

 

***

Во всех описанных случаях необходимо уточнить и конкретизировать правила симметричной корректировки (ст. 105.18 НК РФ). Только тогда можно будет считать выполненным Бюджетное послание Президента РФ от 25 мая 2009 г. – подготовить такие поправки в НК РФ, которые будут минимизировать существующие риски, связанные с использованием трансфертных цен, исключать риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, а также гарантировать работоспособность нового механизма контроля.


1 См.: Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (по тексту – Закон № 227-ФЗ).

2 Среди таких предложений – судебный порядок взыскания, создание специального подразделения в ФНС России, симметричные корректировки. – Подробнее см.: Емельянов А.И. Применение статьи 40 НК РФ. Проблема двойного налогообложения // Налоговед. 2007. № 10. С. 15; Зарипов В.М. Налоговый контроль ценообразования: система сдержек и противовесов // Налоговед. 2008. № 3. С. 15.

3 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 № 6272/08, от 28.10.2008 № 6273/08, от 10.03.2009 № 9024/08, от 10.03.2009 № 9821/08.

4 См.: Закон сохранения налога. Интервью с председателем ВАС РФ А.А. Ивановым // Налоговед. 2010. № 3. С. 13.

5 Симметричная корректировка во внешнеэкономических сделках предусмотрена Руководством по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб, подготовленным ОЭСР, но ее реализация происходит на основе международных соглашений и взаимодействия государственных органов разных стран. 

№3 2012

просмотров 3782