Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Постоянное представительство иностранной организации в России: судебная практика и оптимизационный анализ

30, Сентября 2006
Е.В. Овчарова, 
адвокат, канд. юрид. наук,
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,
 
 
 
 
 
Н.А. Травкина, 
адвокат, канд. юрид. наук,
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,

При ведении деятельности иностранной компании в России для решения вопроса о необходимости уплаты налогов в России и для их правильного исчисления необходимо установить, приводит ли такая деятельность к образованию постоянного представительства. Определить критерии, позволяющие уверенно ответить на этот вопрос, помогает судебно-арбитражная практика.

Значение критерия постоянного представительства для налогообложения иностранных компаний и операций с их участием в России

Для правильного исчисления и уплаты иностранной организацией в России налога на прибыль, НДС, налога на имущество, удержания налога на доходы физических лиц необходимо определить, образует ли деятельность иностранной организации в России постоянное представительство или компания получает доходы от источников в РФ без образования постоянного представительства.

Значение постоянного представительства как в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, так и в главе 25 НК РФ традиционно определяется для целей налогообложения прибыли: наличие постоянного представительства на территории России порождает обязанность уплачивать налог на прибыль на территории России по ставке 24% [ сноска 1 ] .

Но наличие постоянного представительства иностранной организации влияет на ее общий налоговый статус и изменяет содержание ее налоговых обязательств не только по налогу на прибыль. Образование постоянного представительства иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению дополнительных обязанностей по самостоятельной уплате иностранной организацией НДС [ сноска 2 ] , является существенным условием определения места реализации работ и услуг для целей НДС [ сноска 3 ] , изменяет объект и налоговую базу по налогу на имущество, а также порядок его уплаты [ сноска 4 ] и возлагает на иностранную организацию обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц при выплатах доходов физическим лицам [ сноска 5 ] .

В то же время, если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ, то:

• в России облагаются только ее доходы от источников на территории РФ, и только в том случае, если такие доходы не освобождены от налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения или в соответствии с главой 25 НК РФ;

• она не несет обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, а также по представлению налоговых деклараций по НДС: налоговая база определяется налоговыми агентами, которые удерживают НДС из выплачиваемых компании доходов и представляют в налоговые органы соответствующие налоговые декларации;

• движимое имущество, принадлежащее на праве собственности иностранной компании, не является объектом налогообложения налогом на имущество и не учитывается в налоговой базе по налогу на имущество компании; объектом налогообложения по налогу на имущество являются только объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории РФ и принадлежащие иностранной компании на праве собственности, а налоговая база определяется на основании инвентаризационной стоимости таких объектов по данным органов технической инвентаризации;

• не несет она и обязанности по исчислению, удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.

 

* * *

 

Постоянное представительство — это оценочное понятие. Оценка деятельности компании, как образующей или не образующей постоянное представительство, зависит от того, как:

• организована деятельность компании на территории России;

• оформлены документы, связанные с такой деятельностью.

Рассмотрим критерии образования постоянного представительства на примере Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года (далее — Соглашение об избежании двойного налогообложения с ФРГ), которое основано на положениях Модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития об избежании двойного налогообложения доходов и капитала и положения которого аналогичны нормам соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с другими странами.

Критерии постоянного представительства

Для признания иностранной организации в качестве ведущей на территории РФ деятельность через постоянное представительство необходимо согласно статье 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ и пунктам 2 и 9 статьи 306 НК РФ наличие следующих обстоятельств (признаков постоянного представительства):

1) наличие постоянного места самостоятельной деятельности иностранной организации на территории РФ, то есть филиала, представительства, отделения, конторы, либо наличие зависимого агента иностранной организации, действующего на территории РФ, то есть лица, уполномоченного заключать контракты и обычно имеющего такие полномочия. При этом под полномочием на заключение контрактов понимается не простое их подписание, а согласование их существенных условий. Зависимым агентом иностранной организации может быть признано лицо (как физическое, так и юридическое), действующее на основании договора и (или) выданной ему доверенности на заключение контрактов или согласование их существенных условий;

2) осуществление фактической предпринимательской деятельности иностранной организации в РФ через указанное отделение либо зависимого агента;

3) регулярность предпринимательской деятельности иностранной организации через отделение или зависимого агента в РФ.

Для образования постоянного представительства в РФ необходимо наличие одновременно всех указанных признаков деятельности иностранной компании. При отсутствии хотя бы одного из них ее деятельность в РФ не приводит к образованию постоянного представительства.

В пункте 2 статьи 306 НК РФ перечисляются виды предпринимательской деятельности, которая приводит к образованию постоянного представительства при наличии имущественной базы (аккредитованного представительства) или зависимого агента (уполномоченного представителя) на территории РФ, при условии регулярности такой деятельности.

К такой деятельности относится:

— пользование недрами и (или) использование других природных ресурсов;

— проведение предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажа товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— проведение иных работ, оказание услуг, ведение иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера в интересах самой иностранной организации, то есть ее головного офиса, а не третьих лиц (партнеров, клиентов и т. п.).

Как видим, перечень видов деятельности, которая обязательно приводит к образованию постоянного представительства на территории России, не определяется в законодательстве исчерпывающим образом.

Из пункта 2 статьи 306 НК РФ, статьи 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ, а также абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, определяющего предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, можно сделать общий вывод о характере деятельности, которая приводит к образованию постоянного представительства. Это основная деятельность иностранной компании, существенная и важная для предпринимательских целей и задач организации (производство продукции, продажа товаров или оказание услуг) и проводимая в соответствии с учредительными документами иностранной организации.

В то же время деятельность аккредитованного представительства или уполномоченного лица иностранной компании не может быть квалифицирована в качестве образующей постоянное представительство, если она ограничивается только подготовительными и вспомогательными видами деятельности, осуществляемыми исключительно в интересах самой иностранной компании, а не третьих лиц [ сноска 6 ] .

При этом к подготовительной и вспомогательной деятельности в пункте 4 статьи 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ и в пункте 4 статьи 306 НК РФ относятся следующие виды деятельности:

— использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

— содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

— содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих иностранной организации, исключительно для целей переработки другим лицом;

— содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

— содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

— содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации;

— содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера и для осуществления любой комбинации видов деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах исключительно этой иностранной организации.

Как указано в пункте 2.3.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций [ сноска 7 ] , подготовительный и вспомогательный характер деятельности подразумевает, что по своему содержанию она не может составлять всю или часть основной деятельности иностранной компании, которая, как правило, определяется в уставе или ином учредительном документе иностранной организации.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что под подготовительной деятельностью следует понимать действия, направленные на подготовку, создание и обеспечение условий предпринимательской деятельности, которые предшествуют основной предпринимательской деятельности, а под вспомогательной деятельностью — действия иностранного лица и его должностных лиц, которые непосредственно не направлены на достижение основных целей и решение задач организации, однако являются необходимыми или желательными для их достижения.

Подготовительная и вспомогательная деятельность — это деятельность, определяемая методом исключения, а именно деятельность, которая не может рассматриваться как основная.

Критерий регулярности деятельности ни в главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса, ни в Соглашении об избежании двойного налогообложения с ФРГ не определен. Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций [ сноска 8 ] , регулярность определяется продолжительностью деятельности. Регулярность деятельности следует оценивать в каждом конкретном случае на основе анализа обстоятельств работы самой иностранной организацией или иных организаций или физических лиц, действующих в пользу иностранной организации. По крайней мере, при ведении представительством иностранной компании основной предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в течение одного года она оценивается как регулярная. Однако, по мнению налоговых органов, регулярной признается деятельность иностранной организации через аккредитованное представительство в течение более 30 календарных дней в году непрерывно или по совокупности. При этом единичные факты каких-либо хозяйственных операций в Российской Федерации не могут рассматриваться как регулярная деятельность [ сноска 9 ] .

При этом:

• понятие «постоянное представительство» означает фактические действия, то есть саму деятельность иностранной организации на территории России, поэтому постановка представительства иностранной компании, образованного на территории России, на налоговый учет сама по себе не приводит к образованию постоянного представительства этой компании на территории России.

• расчеты с подрядчиками иностранной компании через счета представительства, даже если они связаны с предпринимательской деятельностью компании, не приводят к образованию постоянного представительства, что подтверждается положениями Методических рекомендаций МНС России [ сноска 10 ] .

• не приводит к образованию постоянного представительства одновременное ведение представительством иностранной компании деятельности, связанной с рекламой продукции; представлением продукции (в рекламных целях без реализации и иного использования) или информации о ней; сбором информации; осуществлением процедур сертификации и регистрации продукции [ сноска 11 ] .

 

* * *

 

Квалификация деятельности иностранной компании в качестве образующей или не образующей постоянное представительство определяется:

— позицией Министерства финансов РФ как компетентного органа по разъяснению положений соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе по вопросам образования постоянного представительства;

— позицией контролирующих налоговых органов, оценивающих деятельность иностранной организации как образующей или не образующей постоянное представительство в РФ;

— позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, обеспечивающего единообразие судебной практики, и Федеральных арбитражных судов округов, пересматривающих вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций и формирующих судебную практику.

Арбитражная практика

Арбитражная практика по спорам, связанным с квалификацией деятельности иностранных компаний как образующей постоянное представительство в РФ, исходит из следующего.

Общие правила налогообложения иностранных компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ.

1. При налогообложении иностранной компании в РФ принципиально наличие фактических отношений сторон хозяйственных операций. При этом следует учитывать, где иностранная компания непосредственно реализует продукцию, оказывает услуги и выполняет работы и относится ли эта деятельность непосредственно к деятельности ее постоянного представительства на территории РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 № 897/02).

2. В статье 7 Типового соглашения и соответствующих ей статьях двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения определен порядок налогообложения прибыли от производственной и коммерческой деятельности. Предусмотрено, что прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве облагается налогом только в этом государстве, если только такое лицо не осуществляет производственную и коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.

Следовательно, выплаты иностранному юридическому лицу в виде его дохода (прибыли) от указанных видов деятельности при наличии на территории Российской Федерации постоянного представительства будут облагаться налогом на прибыль на территории РФ, а при отсутствии постоянного представительства налог подлежит уплате в иностранном государстве (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2003 № 7038/03).

Арбитражные суды посчитали, что деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства на территории РФ в следующих случаях.

1. Прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеэкономической сделке, не подлежит налогообложению в России при условии, если такая сделка совершена исключительно от имени этого иностранного юридического лица (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.98 № 3846/97).

2. Деятельность иностранной компании, офисы которой собирают заказы на территории РФ для торговли по каталогам и выдают покупателям заказанные и оплаченные ими товары, признана вспомогательной, не образующей постоянного представительства в России, так как головная компания отправляла товар конкретным физическим лицам, а представительство, получив товар по почте в РФ, не могло передать его иным лицам, кроме конкретного покупателя (Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2002 по делу № КА-А40/948-02).

3. Иностранная компания не ведет предпринимательской деятельности через представительство на территории РФ. Предпринимательская деятельность на территории РФ осуществляется непосредственно работниками иностранной компании из иностранного государства, командированными в Россию на время осуществления этой деятельности при заключении контрактов головным офисом (Постановление ФАС Московского округа от 20.08.2002 по делу № КА-А40/5398-02).

4. Представительство иностранной компании создано на территории России для маркетинговых целей. Регулярной предпринимательской деятельности, связанной с проведением работ или оказанием услуг в рамках основной предпринимательской деятельности компании, на территории России не ведется. Заключение компанией единичного договора на выполнение работ и их выполнение в рамках этого договора не могут быть признаны регулярной предпринимательской деятельностью. Факт регистрации представительства компании в России не имеет значения для квалификации коммерческой деятельности как деятельности через постоянное представительство (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2005 по делу № А56-24202/04).

5. Не приводит к образованию постоянного представительства деятельность иностранной компании, аккредитованной в России, если:

• деятельность компании на территории РФ ведется с целью эффективного содействия в установлении и развитии своего делового присутствия в Российской Федерации;

• сотрудники компании на территории РФ ведут научные разработки, которые служат лишь частью общего комплекса работ, выполняемых иностранной компанией в стране ее образования, и не могут использоваться самостоятельно;

• передачи результатов интеллектуальной деятельности другим юридическим лицам на территории РФ нет (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2003 по делу № А56-39616/02).

6. Выполнение представительством иностранной компании, созданным на территории РФ, работ (оказание услуг) не приводит к образованию постоянного представительства, если:

• цель открытия представительства иностранной компании на территории РФ состоит в содействии головной организации в вопросах технического менеджмента судов, проведения маркетинговых исследований российского рынка в области судоходных технологий, фрахтования и судоремонта;

• осмотр судов, находящихся в техническом управлении головной компании, контроль за капитальным ремонтом судов и надзор за строительством судов осуществляются представительством по заданию иностранной компании;

• указанные обстоятельства возникают на основании договоров, заключенных иностранной компанией с судовладельцами;

• представительство на территории РФ не заключает договоров (контрактов) от имени иностранной компании и не выполняет на основании таких договоров работ в пользу третьих лиц;

• прибыль, полученная от деятельности в РФ, не поступала на расчетный счет представительства (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 по делу № А56-7935/2005).

Арбитражные суды посчитали, что деятельность иностранной компании образует постоянное представительство на территории РФ в следующих случаях.

1. Непосредственное участие российского представительства иностранной компании в совершении внешнеэкономических сделок приводит к образованию в РФ постоянного представительства, особенно если такие сделки связаны с дальнейшим ведением коммерческой деятельности в России. В таком случае часть прибыли иностранного юридического лица, полученная им по внешнеэкономической сделке, относится к постоянному представительству этого лица и подлежит налогообложению в Российской Федерации. Часть облагаемой в РФ прибыли иностранного юридического лица определяется исходя из того, что продавцом товара является иностранное юридическое лицо, покупателем — российские организации, а постоянное представительство — лицом, выполнившим функции посредника по внешнеэкономической сделке (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.98 № 3846/97).

2. Участие представительства иностранной компании в РФ в продаже товара, изготовленного за рубежом, и ремонтных работах приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ, если такая деятельность независима от головной компании и имеет законченный характер (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 8349/02).

3. Постановка на налоговый учет в Российской Федерации и получение иностранной компанией прибыли от предпринимательской деятельности на территории РФ на основании договора факторинга приводят к образованию постоянного представительства (Постановление ФАС Московского округа от 06.09.2004 по делу № КА-А40/7755-04).

4. Выполнение иностранной компанией функций агента других иностранных организаций следует оценивать как деятельность через постоянное представительство на территории России, поскольку представительство компании зарегистрировано в России, где имеется обособленное подразделение, которое на регулярной основе за вознаграждение оказывает услуги коммерческого характера третьим лицам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2005 по делу № А56-26540/04).

5. Деятельность иностранной компании через представительство на территории РФ, которая заключается в исследовании рынка, проведении рекламных акций, инспекционном контроле и сертификации продукции пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности и ведется не только в интересах головной организации, но и в интересах третьих лиц, образует постоянное представительство (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2005 по делу № А56-8948/2004).

Оптимизация деятельности иностранной компании в РФ

Для того чтобы деятельность иностранной компании не приводила к образованию постоянного представительства, не должна возникать совокупность перечисленных выше признаков, одновременное наличие которых приводит к образованию постоянного представительства. А именно: наличие постоянного места деятельности в РФ либо зависимого агента; ведение иностранной организацией в этом месте либо через зависимого агента предпринимательской деятельности; регулярность такой деятельности иностранной организацией.

Раздельное существование указанных признаков не приводит к образованию постоянного представительства. Поэтому многие иностранные компании организационно и документально разделяют деятельность самой компании на территории России и деятельность ее представительства или уполномоченных лиц. При этом они стараются придерживаться следующих правил.

1. Важно избегать наличия собственной имущественной базы иностранной компании на территории России как на праве собственности, так и в связи с арендой имущества.

2. Если на территории РФ у иностранной компании имеется аккредитованное представительство, важно, чтобы через представительство на территории РФ иностранная компания не осуществляла регулярной предпринимательской деятельности, то есть ни глава представительства, ни другие сотрудники представительства не должны быть заняты такой деятельностью.

3. В положении о представительстве в качестве видов его деятельности перечисляют виды вспомогательной и подготовительной деятельности, перечни которых содержатся в соглашениях (конвенциях) об избежании двойного налогообложения и в главе 25 НК РФ.

4. В доверенностях, выданных главам представительств, не должно содержаться полномочий, свидетельствующих о возможности ведения компанией через представительство своей основной деятельности или любой другой деятельности в интересах не самой компании, а других лиц. Следует уполномочивать главу представительства только на простое подписание договоров в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации либо не распространять эти полномочия на сделки и иные действия, предметом которых являются основные виды деятельности компании, любые иные виды деятельности, не являющиеся подготовительными и вспомогательными исключительно в интересах компании, а также на сделки и иные действия в пользу третьих лиц.

5. Важно, чтобы в штате представительства не было сотрудников, работающих во исполнение основной деятельности иностранной компании. В штате могут быть сотрудники, исполняющие только вспомогательные функции (например, сбор информации, секретарские функции, маркетинг, реклама, изучение рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией (если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью организации) и т. п.), что должно быть также зафиксировано в должностных инструкциях этих сотрудников.

6. На каждую сделку, заключенную при содействии представительства или уполномоченного лица, оформляются письменные решения иностранной организации в лице ее руководителя (подписанные им) об условиях сделки, указанных в договоре или в товаросопроводительных документах. В качестве обязательного приложения к такому решению представляются спецификации на поставляемые товары, оказанные услуги, выполненные работы.

 


[ сноска 1 ] Прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, определяется как разность между доходами, полученными через постоянное представительство, и расходами, произведенными этими постоянными представительствами, определяемыми в соответствии с НК РФ.
 
[ сноска 2 ] См. пункт 2 статьи 144 и пункт 1 статьи 161 НК РФ.
 
[ сноска 3 ] См. статью 148 НК РФ.
 
[ сноска 4 ] См. пункт 2 статьи 374, статью 375 и статью 376 НК РФ.
 
[ сноска 5 ] См. пункт 1 статьи 226 НК РФ.
 
[ сноска 6 ] См. пункт 4 статьи 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения с ФРГ и пункты 2 и 4 статьи 306 НК РФ.
 
[ сноска 7 ] Указанные Методические рекомендации утверждены приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150.
 
[ сноска 8 ] См. там же.
 
[ сноска 9 ] См. пункт 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150.
 
[ сноска 10 ] Это следует из положений пунктов 3.2 и 5.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150.
 
[ сноска 11 ] См., например, письма Минфина России от 28.11.2000 № 04-06-05, от 16.11.2001 № 04-06-05/2/25 и от 02.03.2005 № 03-08-05.

Ключевые слова: налог на прибыль, НДС, налоговый спор, постоянное представительство, иностранная компания, налог на имущество