Регистрация или
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль
СЕГОДНЯ 25 ноября 2017

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

 



Статьи

Судебная практика

Ключевые судебные решения по налоговым спорам

Д.М. Щекин,
старший партнер «Пепеляев Групп»,
канд. юрид. наук

Налогоплательщик проявил неосмотрительность, не удостоверившись в государственной регистрации контрагента

Вступая в правоотношения по поставке товаров, предприниматель не удостоверился в правоспособности поставщиков и их государственной регистрации, не запросил правоустанавливающих документов и не воспользовался общедоступной инфор-мацией о регистрации контрагента из Интернета (ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Предприниматель не предпринял необходимых мер и на стадии исполнения сделки, оплачивая товар наличными денежными средствами, – следо-вательно, действовал без должной осмотрительности и осторожности. В соответствии со ст. 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственной регистрации, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не признаются сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников таких правоотношений. ИНН поставщиков ввиду несоответствия содержащихся в них контрольных чисел числам, определяемым с помощью специального алгоритма расчета, не могли быть присвоены юридическому лицу.
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 № 10095/11

Вычет НДС по строительству дороги общего назначения, необходимой для функционирования завода, правомерен

В соответствии с положениями гл. 21 НК РФ Суд счел допустимым включение в состав вычетов сумм НДС, уплаченных Об-ществом подрядным организациям за ремонтно-строительные работы для автомобильной дороги общего пользования, находящейся во владении исполнительных органов государственной власти / местной администрации, как связанных со строительством объекта производственного назначения – цементного завода. Производственная необходимость работ заключается в доставке грузов на строительную площадку в период строительства  и, в последующем, в вывозе готовой продукции (объекта обложения НДС).
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 3844/11

Ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки в день их рассмотрения в инспекции не нарушает существенных условий процедуры проверки

Суд признал, что ознакомление налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля непосредственно в день рассмотрения материалов проверки лишило Общество возможности реализовать его неотъемлемое право на представление возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки недостаточно только указания на это право. Надлежит выяснить, какие документы и информация появились после дополнительных мероприятий, как они влияют на первоначальные выводы налогового органа. Общество реализовало право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, включая ознакомление с дополнительно полученными инспек¬цией материалами, возражений по содержанию документов не заявило (фактически Общество ранее обладало этой информацией). Оснований для признания факта нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, влекущего отмену принятого инспекцией решения, нет.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10

Излишне выставленный НДС признан неосновательным обогащением

Продавец, применяющий особый порядок исчисления НДС с межценовой разницы (п. 3 ст. 154 НК РФ), должен указать в договоре купли-продажи именно ту сумму налога, которая будет предъявлена покупателю к оплате с применением ставки, предусмотренной п. 3 и 4 ст. 164 НК РФ. Счет-фактура как документ налогового учета, служащий для покупателя основанием принятия НДС к вычету, не может содержать сумму налога, отличную от уплаченной покупателем в соответствии с условиями договора. Если предъявленный продавцом к оплате НДС не соответствует действительному размеру, то сумма налога, уплаченная покупателем сверх этого размера, подлежит возврату последнему. Таким образом, продавец, получив НДС сверх суммы, неосновательно обогатился, данная сумма подлежит возврату. Покупатель до получения счета-фактуры не мог знать, что указанный в договоре размер налога не соответствует действительному размеру, который будет ему предъявлен продавцом.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 6889/11

Неподтвержденные услуги агента по выделению дополнительного объема газа не учитываются в расходах

Стоимость услуг агента по согласованию выделения дополнительных объемов природного газа на затраты не относится, так как долгосрочным договором с газовыми компаниями предусмотрена возможность дополнительного выделения природного газа; газовые компании отрицали взаимоотношения с агентом.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 7780/11

Представление уточненной декларации при нарушении срока представления первичной декларации не освобождает от ответственности

В случае нарушения срока представления первичной налоговой декларации и последующего представления уточненной налоговой декларации до окончания камеральной налоговой проверки первой декларации налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119 НК РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 7265/11

Наличие международного договора не препятствует применению правил недостаточной капитализации

Правила недостаточной (тонкой) капитализации применяются к займам от иностранной компании несмотря на наличие международного соглашения об устранении двойного налогообложения. Эти правила направлены на противодействие злоупотреблениям в налоговых правоотношениях. В рассмотренной ситуации долговые обязательства Общество не погашало.
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № 8654/11

Процент по займам необходимо учитывать при расчете пропорции облагаемых и не облагаемых НДС операций

В нарушение п. 4 ст. 170 НК РФ проценты по займам не учтены в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) при расчете единой пропорции, применяемой для распределения НДС.
Определение ВАС РФ от 13.10.2011 № ВАС-12760/11

Требование инспекции о представлении документов, не предусмотренных ст. 88 НК РФ, незаконно

Общество обжаловало требование о представлении документов в рамках камеральной проверки, которые не обязано представлять с учетом ст. 88 НК РФ. Суд признал, что книги продаж, счета-фактуры, отраженные в книге продаж, оборотно-сальдовые ведомости, главная книга, аналитические ведомости по счетам бухгалтерского учета, журналы работ по форме КС-6, журналы полученных и выставленных счетов-фактур Общество представлять не должно.
Постановление ФАС ВСО от 02.12.2011 по делу № А33-739/2011

Приобретение угля через посредника по завышенной цене свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды

Общество, имевшее возможность заключить договор на поставку угля непосредственно с Росрезервом России (на 1,5 млн руб.), приобрело уголь через посредников (на 4 млн руб.). Это свидетельствуют о направленности действий Общества на получение необоснованной налоговой выгоды в виде занижения базы налога на прибыль. Суд отклонил довод Общества о недопустимости доказательств – писем Росрезерва, поскольку на них нет ссылок в акте проверки и запросы в Росрезерв направлялись налоговым органом по завершении проверки. Вывод о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды сделан в акте проверки, а информация от Росрезерва была вспомогательной для обоснования этого вывода.
Постановление ФАС МО от 25.11.2011 по делу № А40-11850/11-99-52

Иностранные косвенные налоги относятся на расходы при налогообложении прибыли российских компаний

Общество выполняло международные перевозки грузов автотранспортом через страны ЕС и Республику Беларусь и проводило техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на территории Белоруссии. Использование белорусских операторов связи обусловлено тем, что их услуги дешевле российских. Оплачивая услуги, Общество по законодательству Республики Беларусь оплачивало входящий в их состав НДС и налог на услуги связи. Инспекция исключила из расходов по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) эти суммы. Суд указал, что НДС, уплаченный российской организацией при приобретении товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства, возмещению из бюджета РФ не подлежит (п. 2 ст. 171 НК РФ). Поскольку услуги оказаны за пределами территории РФ, Общество правомерно не принимало уплаченные суммы налога к вычету, а учитывало их в стоимости приобретенных услуг. Исходя из того, что связь спорных расходов с деятельностью, направленной на извлечение дохода, и их документальное подтверждение инспекция не оспаривает, суд пришел к выводу о возможности их учета в составе затрат по подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Постановление ФАС ЦО от 13.10.2011 по делу № А62-439/2011

При наличии у налогоплательщика переплаты по НДС проценты при возврате в бюджет излишне возмещенного в заявительном порядке налога не уплачиваются

Организация воспользовалась правом на возмещение НДС в заявительном порядке. Однако позднее камеральной проверкой были выявлены нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Инспекция направила организации требование о возврате в бюджет излишне полученных в заявительном порядке сумм НДС и начисленных на основании п. 17 ст. 176.1 НК РФ процентов. Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о зачете имеющейся у него переплаты по НДС в счет задолженности. Переплата была зачтена, однако инспекция настаивала на уплате процентов за каждый день пользования бюджетными средствами. Организация сочла это требование неправомерным и оспорила его в суде. Суды трех инстанций встали на сторону налогоплательщика – оснований для начисления и уплаты процентов не было в связи с отсутствием факта пользования бюджетными денежными средствами, поскольку в спорный период у него имелась переплата по соответствующему КБК в сумме, превышающей излишне заявленный к возмещению НДС. Основанием для уплаты процентов является взятый на себя налогоплательщиком риск самостоятельного расчета НДС, в соответствующем заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ. Такие проценты по своей правовой природе являются платой за пользование бюджетными денежными средствами, которая носит компенсационный характер. Наличие у налогоплательщика переплаты по НДС в бюджете в период пользования бюджетными средствами имеет правовое значение, поскольку наличие переплаты не приводит к возникновению финансовых потерь бюджета. Следовательно, если в период пользования у налогоплательщика имелась переплата по НДС за спорный период, то проценты за пользование суммами, неправомерно возмещенными на основании ст. 176.1 НК РФ, начислению не подлежат.
Постановление ФАС СКО от 27.12.2011 № А32-1953/2011

При определении расчетным путем сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, следует учитывать данные как о доходах, так и о расходах

При исчислении налога по УСН инспекция учла только доходы Общества, хотя располагала данными и о расходах за спорный период. Налоговый орган необоснованно установил объем налоговых обязательств Общества по неполным данным, принимая во внимание, что у инспекции не имелось первичных документов как для установления расходов, так и доходов общества. На основании изложенного суды обоснованно признали неправомерным доначисление Обществу налога по УСН, а также соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.
Постановление ФАС СЗО от 21.11.2011 № А26-9941/2010

Акты сверки расчетов (справки) налоговых органов не считаются признанием долга и не свидетельствуют о прерывании срока исковой давности

Довод Общества о том, что о наличии переплаты ему стало известно с момента составления акта сверки расчетов, суд не принял во внимание. В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет налог, подлежащий уплате, то есть знает (должен знать) об излишне уплаченной сумме налога в момент уплаты.
Постановление ФАС СЗО от 05.12.2011 по делу № А56-19981/2011

Публикация акта о государственной кадастровой оценке земель без приложений еще не свидетельствует о нарушении порядка официального опубликования

Постановление со всеми приложениями было размещено на интернет-портале органов государственной власти области и на официальном сайте регионального Управления Роснедвижимости. Таким образом, Общество имело возможность своевременно получить информацию о кадастровой стоимости участка. Неверное определение кадастровой стоимости земельного участка в нарушение п. 1 ст. 391 НК РФ повлекло занижение базы земельного налога.
Постановление ФАС ЗСО от 06.12.2011 по делу № А27-4044/2011

Наличие первичных документов лишает налоговый орган права применять расчетный метод исчисления сумм налогов

Факт отсутствия у налогоплательщика налогового и бухгалтерского учета при наличии первичных документов, подтверждающих реальность хозяйственных операций, не может служить основанием для применения расчетного метода исчисления сумм налогов. Возможность достоверно определить налоговые обязательства налогоплательщика в таком случае не утрачена.
Постановление ФАС УО от 18.11.2011 по делу № А07-3513/2011

Хищение товаров не может быть приравнено к реализации в целях НДС

Отсутствие подакцизных товаров ввиду их хищения неустановленными лицами в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ не считается передачей на возмездной основе права собственности другому лицу, а потому не может быть приравнено к реализации (п. 4 ст. 195 НК РФ). В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ для недостач, выявляемых при экспорте товаров, не предусмот¬рено утверждения соответствующих норм уполномоченными государственными органами, поэтому недостачи подлежат освобождению от налогообложения в полном объеме.
Постановление ФАС МО от 14.12.2011 по делу № А40-33155/11-91-143

Представительские расходы относятся к компенсационным выплатам, связанным с выполнением работником трудовых обязанностей, и не включаются в облагаемый доход физических лиц

Налоговый орган доначислил НДФЛ на оплаченные работником счета кафе и ресторана в период нахождения в командировке в Бельгии. Суд установил, что представленные налоговым агентом документы (авансовый отчет, приказ о направлении в командировку, служебное задание, акт списания представительских расходов, приглашения) свидетельствуют о том, что расходы относятся к представительским и понесены работником в служебной командировке. Спорные расходы связаны с необходимостью участия работника в мероприятиях, направленных на увеличение объемов продаж товаров.
Постановление ФАС МО от 19.12.2011 по делу № А40-152815/10-116-694

Налог на имущество по объектам ОПХ – самостоятельный вид расходов 

Налоговый орган исключил из расходов по основной деятельности суммы налога на имущество в отношении объектов ОПХ (база отдыха и жилфонд), так как эти расходы на основании ст. 275.1 НК РФ должны быть учтены отдельно при исчислении налоговой базы по объектам обслуживающих производств и хозяйств. Суд указал, что суммы налога на имущество обоснованно отнесены в состав прочих расходов при исчислении налоговой базы по основной деятельности. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов – самостоятельный вид расходов налогоплательщика, связанный с исполнением публично-правовой обязанности перед бюджетом, а не с содержанием обслуживающих производств.
Постановление ФАС УО от 07.11.2011 по делу № А60-45337/10

№3 2012

просмотров 2687