Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Блеск и нищета НДС

30, Марта 2006

С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской 
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук

Блеск и нищета НДС

Повышенное внимание к НДС вполне объяснимо: поступления от этого налога составили в 2005 году 38,4% доходов федерального бюджета. Это самый крупный источник государственных средств.

Однако в течение ряда лет удельный вес поступлений НДС в доходах федерального бюджета снижался. Одна из причин этого — значительный рост возмещений налога как по внутренним оборотам, так и по экспортным операциям.

Если в 1999 году экспортерам было возвращено 39,7 млрд. руб. (18,3% от поступивших в федеральный бюджет сумм), то в 2003 году — 292,2 млрд. руб. (47,2%), в 2004 году — 327,1 млрд. руб. (43,7%), в 2005 году — 466,7 млрд. руб. (45,5%). В 2005 году поступления от НДС выросли на 37%, а возмещение — на 42,7%.

Однако суммы возмещенного НДС могли бы быть еще больше. По данным Счетной палаты, снижение доли возмещаемого НДС связано с задержкой выплат по уже признанным налоговыми органами суммам возмещения, а также с несвоевременным рассмотрением заявлений экспортеров о возмещении НДС, уплаченного поставщикам.

Только за 10 месяцев 2005 года не было принято решений о возмещении на общую сумму 200,6 млрд. руб. Рост нерассмотренных заявлений — 173%. Задолженность по признанным возмещениям составила 18,5 млрд. руб., она выросла по сравнению с 2004 годом на 21,7%.

Макроэкономические цифры показывают, что рост возмещений не соответствует росту экономики: увеличение внутреннего валового продукта отстает от темпов возмещения НДС. Очевидный вывод, подкрепленный материалами практики, состоит в том, что значителен объем незаконных возмещений, основанных в том числе на мошеннических действиях.

Однако борьба с такими правонарушениями ведется слабо. Вместо этого основные усилия направляются на выравнивание общих показателей. Затягивать рассмотрение заявлений о возмещении и всячески задерживать выплаты намного проще, чем выявлять и преследовать реальных мошенников и вырабатывать стратегические решения по исправлению ситуации.

В результате страдают не только налогоплательщики. Убытки несет бюджет. Растут расходы на налоговое администрирование (без эффективной отдачи). Возрастает нагрузка на арбитражные суды, что требует дополнительного их финансирования.

Судебная статистика подтверждает, что основная задача налогового контроля сейчас — установление барьеров возмещения, а не борьба с правонарушениями. Если в 2003 году суды рассмотрели споры об экспортном НДС на общую сумму требований 29,3 млрд. руб. и удовлетворили 64,2% требований, то в 2004 году таких споров было в 2,3 раза больше, на общую сумму 66,4 млрд. руб., из которых 84,6% было разрешено в пользу экспортеров.

Незаконное воспрепятствование возмещению НДС влечет уплату процентов. В 2004 году экспортерам были уплачены проценты на сумму 429,9 млн. руб., а за 9 месяцев 2005 года — 701 млн. руб.

Очевидно, необходимы законодательные решения, которые позволили бы вести эффективную борьбу с налоговым мошенничеством, но так, чтобы не задевать реальный сектор экономики, не препятствовать экономическому росту, не нарушать права и интересы граждан.

Настоящий номер «Налоговеда» посвящен поиску таких решений. Анализ российской и зарубежной правоприменительной практики позволяет наметить некоторые направления выхода из сложившейся непростой ситуации.

 

С уважением,
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук

Ключевые слова: НДС, налоговый контроль, возмещение налога, проценты, налоговый спор, статистика, арбитражный суд